Алексей Барабаш: «Мне интересен герой, который ради своей идеи может пойти на любые поступки!»

В новом сериале «Ростов» популярный актер играет чекиста-«оборотня»

На данный момент фильмография Алексея Барабаша, талантливого и разнопланового актера, насчитывает 85 ролей. Это и ушлый бизнесмен Сергей Леонидович из комедии «О чем говорят мужчины. Продолжение», и начальник караула пожарной части в «Линии огня», и сотрудник КГБ Круглов в «Таинственной страсти», и член экипажа Еремеев в «Ледоколе», и блистательный певец Валерий Ободзинский в картине «Эти глаза напротив»… Образы, воплощенные Алексеем на экране, можно перечислять еще долго. Сейчас артист снимается в роли начальника ЧК Глеба Ртищева в новом историческом сериале «Ростов», который «Киностудия КИТ» создает для НТВ.

Мы встретились с Алексеем в Ярославле, где как раз идет работа над новой кинолентой. Актер рассказал нам и о своем персонаже – человеке  фанатичном и жестоком, и о себе самом: о любимых книгах и фильмах, о своем многолетнем увлечении – охоте, и о том, почему он решил от него отказаться.

 

— Алексей, раз уж мы встречаемся с вами на съемочной площадке сериала «Ростов» — логичнее всего начать нашу беседу с вашего персонажа. Кстати, разве вы приступаете к съемкам не с завтрашнего дня?

— Да, действительно, съемки у меня начнутся только завтра. А сегодня я специально приехал на площадку, чтобы примерить костюм, посмотреть, хорошо ли он на мне сидит.

— На мой взгляд, он вам очень идет!

— Спасибо! (Улыбается.) А еще нужно попробовать грим и сделать определенную стрижку под мой образ и под то время, в которое разворачиваются события фильма.

А персонаж у меня очень интересный: он многогранный. Это бывший белогвардейский офицер Глеб Юрьевич Ртищев, который очень сильно тоскует по ушедшему времени. И он занимается тем, что устраивает подполье с белым движением и хочет совершить революцию. Ртищев берет на себя полярные функции: объединяет беспризорников, обучает их стрельбе — но в то же время он является начальником Ростовского ЧК. Мой персонаж ведет двойную игру: он и за чекистов, и за подпольное движение. Именно это меня и заинтересовало в картине. Мне стало любопытно: как герою это удается? Ведь все мы знаем, из кого вышли чекисты и как они себя вели. В то же время в сериале прописаны некоторые сцены, где Ртищев невероятно тоскует по прежней жизни, по царской России. Он — отчаянный, идейный борец, готовый пойти на все, в том числе и на убийства. Он убивает ради своих идей — чтобы попытаться, как он считает, вернуть прежнее время.

— Да, такой образ примерить на себя непросто. Это не костюм поменять… Кстати, насколько вам комфортно в костюме того времени? В сапогах, например.

— Очень комфортно. Как будто я сам носил такую одежду много лет. Ощущаю себя определенно «в своей шкуре»!

— А дама сердца у вашего героя есть?

— Нет. Он слишком занят революционными идеями, ему не до развлечений.

— А насколько вам самому интересно время, в которое развиваются события фильма? Есть любимые картины или книги, где описываются те годы?

— Естественно, у меня основные ассоциации — с пьесой «Бег» Михаила Булгакова и снятом по ней одноименным фильмом. С Владиславом Дворжецким, сыгравшим генерала Романа Хлудова. Мы с ним полярно разные, но та глубина, которая прописана в моем персонаже, как мне кажется, перекликается с линией Дворжецкого. Еще из литературных произведений — «Белая гвардия» опять же Булгакова, и «Доктор Живаго» Пастернака — глава романа «Рябина в сахаре» очень сюда подходит… С фильмами тоже много ассоциаций: «Свой среди чужих – чужой среди своих», «Белое солнце пустыни»… Иногда в памяти всплывают какие-то подобные картинки. Но надо же искать для героя что-то свое – вот этим я и занимаюсь.

— А вам самому ваш герой симпатичен? Вы оправдываете его поступки?

— Временами он бывает невероятно жесток. Можно быть мягче. Но! Опять-таки, он фанатик, он одержим своей идеей. Поэтому я его оправдываю. Мне всегда интересен герой, который ради своей идеи может пойти на любые поступки. И мой персонаж именно такой. Он совершает чудовищные вещи: убивает женщин и детей. Но ведь этот герой – мой абсолютный антагонист, он прописан как плохой человек. А меня, как актера, учили в персонаже всегда искать что-то хорошее, за что можно зацепиться — тем и фильм в итоге получится интереснее, глубже. Поэтому я работаю над текстом, над образом. Если мне все удастся, то Ртищев выйдет разнообразным: он станет всех обманывать, его будут считать то положительным, то отрицательным, то снова положительным. Такие «американские горки» будут «держать» зрителя, и они непременно должны присутствовать в линии моего героя.