Дарья Донцова: «Наши питомцы уходят в «Прекрасную долину»

Известная писательница придумала место, где все кошки и собаки молоды, здоровы и счастливы…

Дарья Донцова, родоначальница жанра ироничного детектива, увлекла своих преданных поклонников рассказами о чудесном месте, в реальность которого хочется поверить сразу и безоговорочно. Оно называется Прекрасная долина. Именно туда попадают после смерти любимые домашние питомцы. А потом снова возвращаются к своим хозяевам – самым чудесным образом. Писательница уверена, что ее новая, уже четвертая, книга из серии «Сказки Прекрасной долины» будет полезна не только детям, но и взрослым. Называется она «Мармеладная дорога». И похожа она на известную дорогу из «благих намерений»… О том, как создавалась книга, а так же о том, как идет процесс создания новой, очень важной передачи «Я очень хочу жить» на телеканале «Спас», рассказала Дарья Донцова. Именно она стала ведущей уникального проекта.

«Съедобная книга»

— О чем книга «Мармеладная дорога»? О том, что на свете есть Зло. И оно живет в ужасном, неприятном доме. Никто к этому Злу из жителей Прекрасной долины добровольно не пойдет. Потому что там очень плохо и гадко. Но Зло может сделать сладкой дорогу к своему дому… Например, из мармелада, который главные герои книги – три собаки, очень любят. Этот сюжет про сладкую дорогу, которая заводит человека в ад, не я придумала — я его взяла из одной святоотеческой книги. Трем главным героиням, трем собакам, приходится преодолевать разные испытания. На обложке нарисована собачка Норетта. Например, она всю жизнь хотела иметь платье — красное в белый горошек. И ей представилась возможность это платье получить. Но для этого надо отнять его у другого и подраться с продавцом- и тогда оно будет твоим… И Норетта его «отбила» у другой покупательницы. Собакам Марсии и Мафм выпали другие испытания по дороге. Но главные начались, когда они пришли в дом Зла… Не буду рассказывать сюжет, скажу только, что все заканчивается хорошо. А книгу в конце можно даже съесть! (Смеется.) В советские времена была такая вещица, как СанПиН (Санитарные Правила и Нормы. – Прим. ред.) Санитарная инспекция проверяла «безопасность» всех книг, не только детских. Но в отношении детских были особые правила: их нельзя было выпускать на плохой бумаге, со «слепым» шрифтом и такой краской, которая пачкает детские руки. И было четко определено, в каком возрасте ребенку можно смотреть на тот или иной рисунок. Картинка с симпатичной собачкой или кошечкой – это для ребенка от нуля и дальше. А вот в книжке для детей от нуля до трех лет запрещены рисунки с монстрами, потому что ребенок может испугаться. В 90-е годы СанПиН в издательском деле рухнул. Да и само издательство детских книг скончалось в муках. А вот с книги «Мармеладная дорога» издательство ЭКСМО начинает выпускать детские книги по СанПиНу! Бумага, шрифт, краска – тут все по старым советским стандартам, которые были очень хорошими. То есть, эту книгу, включая обложку, ребенок действительно может съесть и не отравится. Потому что краска абсолютно не токсична. И в ней очень удобный шрифт, за что мне говорят спасибо бабушки, которые читают книги детям.

Они вернутся

— У меня часто спрашивают: как появилась идея сказок про Прекрасную долину и ее обителей? Тут все очень просто… Я собачница. У меня четыре мопса и один полумопс. И еще кот Сан Саныч. Собаки в доме у нас были всю жизнь. Я с ними выросла. И рано или поздно они уходили… Все знают, какие это тяжелые ощущения и переживания… И вот одна женщина написала мне в инстаграм, что у нее умерла собака, и она не знает, как с этим справиться — плачет целыми днями. Я не знала, как ей помочь, потому что у меня у самой недавно умерла собака. Ехала по дороге и думала: как же я ей помогу? И мне пришла мысль о серии детских книг о стране Прекрасная долина, куда уходят наши собаки. Где все они превращаются в щенков, ходят в школу, умнеют, и с ними происходят разные вещи… А потом они возвращаются к нам. Люди, от которых уходили собаки, и которые потом обретали новых, получая их каким-то неожиданным образом… Знаете, как бывает: под ноги бросилась — пожалели – взяли… Так вот, все они потом говорят: «Ой, эта собака так похожа на мою прежнюю!» И в книжке есть объяснение, почему так происходит. Потому что собаки всегда берегут свою семью. Когда люди только появились на свете, и ничего у них не было, и ничего они не могли, им начали помогать животные. И вот они помогают нам до сих пор. И прибегают к нам из Прекрасной долины — например, за зефиром, потому что собаки его обожают, а там его готовить не умеют… И поэтому, например, собачка Мафи так и скачет между этими двумя мирами, которые практически одинаково реально воспринимаются читателями. Был недавно такой смешной случай. Мои внучки Настя и Арина живут с этими собаками, они знают всех этих «героинь». Потому что все героини книги носят имена наших собак. И вот Арина, приехав к нам в гости, смотрит на Фиру, которая в Прекрасной долине портниха — смотрит и говорит: «А жаль, что ты пока здесь… Мне нужно новое платье на конец мая!» Я говорю: «Будет у тебя новое платье, не проси его у Фиры». То есть, у ребенка  немного сместилась реальность. Они читают эти книги, и они им очень нравятся… «Мармеладная дорога» — это четвертая книга из серии «Сказки Прекрасной долины». Сколько будет еще — не могу сказать. Я всегда честно отвечаю на все вопросы: сколько я вешу, что я ем, как отдыхаю. Но я никогда не отвечаю на вопрос: откуда берутся мои книги? Потому что я не знаю… Поэтому про Прекрасную долину могу так ответить: «Пока мы только начали».

«Комичное – это от меня»

— Я не вру, когда говорю, что не знаю, откуда берутся сюжеты моих книг. В Переделкино моим соседом был известный композитор Оскар Фельцман. Он на четвертом этаже жил, а я — на третьем. И по вечерам любили вместе гулять по Переделкино. И он у меня один раз спрашивает: «Деточка, откуда ты берешь сюжеты?» А он был здорово меня старше. И я говорю: «Дядя Ося, а откуда ты берешь музыку?» Он говорит: «Ну, это же очень легко! Мне кто-то играет ее в уши!» Ну, а вот мне кто-то все это шепчет в уши! (Смеется.) Но вот все комические ситуации, в которые мои героини попадают – это все из моей жизни. Это я могу выйти из машины, запутаться в юбке и упасть под ноги толпе. Я — это тот человек, который вошел на студию Первого канала в программу «Модный приговор» вместо Нади Бабкиной — и, желая, чтобы запись четырех передач подряд не затягивалась, погладила основной пульт и сказала: «Миленький, давай побыстрее!» Я ничего не нажимала, просто погладила — и везде погас свет! С тех пор, когда я появлюсь на «Модном приговоре», там кричат: «Донцова идет через другую дверь!»