Алёна Яковлева: «Я умею получать удовольствие от самых простых вещей»
Известная актриса рассказала своих ролях в кино и театре, о себе и о личной жизни
В 1985 году на сцене столичного Театра Сатиры началась ее актерская биография. Было время, когда ее путали с коллегой и однофамилицей, но подкорректировав имя (поменяв с Елены на Алёну), она дала понять, что ей славы чужой не надо, и она сама найдет, чем удивить и порадовать своих поклонников. Кто-то знает ее как театральную актрису, а кто-то следит за ее героинями на экране (в её творческом багаже – такие кинохиты, как «Моя прекрасная няня», «Кадетство», «Марш Турецкого», «Земский доктор», «Дневник доктора Зайцевой», «Склифосовский» и многие другие; всего в фильмографии ведущей актрисы Театра Сатиры – 150 фильмов и сериалов!). Итак, наша собеседница — Алёна Яковлева, актриса театра и кино, народная артистка России.
От злодейки до любящей мамы
— Алёна Юрьевна, никогда не думала, что в вашей фильмографии значительное место занимают детективы!
— Да уж, детективов у меня прилично!
— Причем героини разные — например, в сериале «Убийства по пятницам» ваша героиня совсем не жертва…
— Не могу сказать, что Ирина де Лорер такая уж коварная… Что ж поделать — любящая женщина способна на многое! У меня бывали гораздо более жесткие персонажи.
— Например?
— С Машей (актриса Мария Козакова, дочка Алёны. – Прим. авт.) мы снимались в сериале «Все сокровища мира», и я там играла просто омерзительную женщину. Ангелина, зам мэра, преследует несчастную девушку Аню, героиню Маши. Она сажает ее в тюрьму и крадет ребенка, прикрываясь любовью к собственной дочери. Знаете, я по сути человек очень добрый, совершенно не злобный и не коварный: никогда не шла по головам, человеческий фактор всегда превалировал, но такие персонажи у меня получаются убедительными. Может, в лице моем что-то? (Улыбается.)
— Кстати, у вас не только много сериалов в жанре детектива, но и много ролей мам…
— Их около шестидесяти, этих мам! По сценарию каждая обязательно не любит невесту или жену сына, или жениха дочери, или племянницу — весь персонаж, короче, заключается в том, что она кого-то люто ненавидит, и это является движущей силой персонажа. И несмотря на то, что я всегда стараюсь их, этих мам, разнообразить, каждой придумать свою индивидуальную человеческую, социальную, внешнюю, эмоциональную характеристику — моя фантазия истощается…
Зацепить зрителя!
— Фильм «Мама, я женюсь» – иллюстрация к тому, что вы сказали. А еще у меня невольно родилась параллель между этим проектом и «Я знаю твои секреты». Ваши героини уже во взрослом возрасте выходят замуж… Это сказка?
— Вот скажите: что должно быть в кино и в театре, чтобы зритель подключился? Чем-то его надо зацепить! У меня был спектакль «Не такой, как все» — сначала мы играли его с Сергеем Белоголовцевым, а потом с Мишей Полицеймако. Она — богатая бизнесвумен, он – библиотекарь-девственник. Им под 50. Она его нанимает на работу, а потом между ними происходит любовь. И у зрителей — а это в основном женщины — свечечка в конце появляется, лучик надежды. Ведь в театре и в кино зрители проводят аналогии с собой — и надеются, что и у них случится встреча, будут любовь и счастливые отношения…
— Думаете, в жизни такое невозможно?
— Я не знаю… А почему бы и нет? В жизни всякое случается, и сказку никто не отменял…