Сергей Мазаев: «Я чувствую себя счастливым!»

Лидер группы «Моральный кодекс», отметивший недавно свое 65-летие, делится жизненным опытом, дорогими сердцу воспоминаниями и полезными советами

Минувший 2024 года для известного музыканта Сергея Мазаева во многом был памятным: кроме собственного юбилея, он отметил также 35-летие своей группы «Моральный кодекс». И из печати вышла книга Дениса Ступникова «Сергей Мазаев. Авторизованная биография», которая, по нашим сведениям, имеет большой успех не только у поклонников музыканта и «Морального кодекса», но и для многих россиян, у которых, возможно, именно с нее начнется знакомство с Сергеем Владимировичем и его творчеством. А нам удалось — улучив момент между гастролями, концертами и работой в студии – встретиться с музыкантом и (насколько позволило время) расспросить его о важных вещах и с музыкальной, и с человеческой стороны. И в ответах своих, как нам показалось, Мазаев старался быть предельно откровенным…

«Музыка лечит!»

— Сергей Владимирович, есть некоторые критики, которые говорят, что за 35 лет группы «Моральный кодекс» сделано не так много: песен, альбомов. То есть хорошо, но мало. Что вы им отвечаете?

— В психиатрии существует такой синдром: боязнь общественного мнения. Им страдают очень многие люди. Но я с этим давно разобрался. Так что меня не волнует такое мнение совсем — это пустые разговоры. Песен у нас более 100, и этого достаточно вполне. Когда появляются новые – мы их реализуем, конечно. А что касается выпуска альбома – это не приносит никакого коммерческого успеха. Мы выпускаем их для того, чтобы быть на рынке и чтобы поддерживать имидж. Просто репетиции, сама запись и выпуск забирают очень много денег, и это никогда не учитывается. Мы получаем колоссальное удовольствие от самого процесса музицирования – вот его ничем не заменить!

— А ваш слушатель, зритель — он…

— … он с годами молодеет! Потому что музыка лечит! (Улыбается.) У нас поклонники разного возраста. А любовь народная – она самая желаемая, это то, чего мы все хотим. Но настоящая любовь — она приходит сама, случайно. Нельзя заставить любить. Конечно, всегда есть желание нравиться, не без этого… Но бывает так, что песня, которая, как кажется тебе, станет хитом, вдруг не нравится людям – а бывает и наоборот! Например, Николаю Девлет-Кильдееву песня «Первый снег» не нравилась (он — автор музыки, а слова написал Павел Жагун. – Прим. авт.). В итоге мы ее немного «причесали» — и она стала для людей самой популярной. Как видите, наши оценки и прогнозы бывают ошибочными…

Лекарство от «звездной болезни»

— Вы стремитесь в музыке соответствовать времени, тенденциям?

— Есть только желание получать удовольствие. Какому времени мы можем соответствовать? Мне 65 лет. Пора уже грязевые ванны принимать. (Смеется.) А что, это поможет? Помочь, может, и не поможет — но будете к земле привыкать! (Смеется.)

— То есть, к возрасту относитесь легко?

— С юмором, спокойно. У меня всегда — интерес ученика перед получением нового знания. Пиетет такой к жизни и к возрасту. Если говорить о жизни в целом — то, оглядываясь, я счастлив, что так все происходило. Я согласен с Вячеславом Добрыниным, которого недавно не стало и с помощью которого я появился на эстраде в 1982 году. Он сказал, что ему повезло не пропустить никаких ступенек, поднимаясь по звездному Олимпу. У меня точно так же. Я, конечно, сейчас не сравниваю себя с большими звездами. Но я чувствую себя счастливым! Я люблю все свое прошлое, за исключением некоторых моментов… Единственное, что бы я вычеркнул из своей биографии – курение (я его не бросил до сих пор) и употребление алкоголя (я не пью уже 20 лет). Я счастлив от встреч с лучшими людьми, которых я только мог себе в жизни представить. И помню всех своих учителей, начиная с первой учительницы — и до тех, кто обучает меня сейчас…

— А звездная болезнь?

— Меня от нее быстро отучили…