Клим Шипенко: «Это такой вызов: а получится ли у нас?»
Режиссер фильма «Вызов» перед стартом рассказал о своем новом фильме
Клим Шипенко громко заявил о себе фильмом «Салют-7» (для тех, кто не смотрел: это воссоздание реальной экспедиции космонавтов Владимир Джанибекова и Виктора Савиных на аварийную орбитальную станцию «Салют-7», с которой была потеряна связь; в фильме героев играют Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко). Большой резонанс и хорошие кассовые сборы были также у фильмов Клима «Текст» и «Холоп». Ну и по сумме достижений и по знакомству с космической темой ему, наверное, и доверили снять первый в мире полнометражный художественный фильм в космосе с рабочим названием «Вызов». Этот совместный проект Госкорпорации «Роскосмос», Первого канала и студии «Yellow, Black and White» будет сниматься и на земле, и на Международной космической станции. В киноэкспедиции – как и в обычных космических полетах – два экипажа: основной и дублирующий. В основном — космонавт Антон Шкаплеров, актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко. В дублирующем — космонавт Олег Артемьев, актриса Алена Мордовина и оператор Алексей Дудин. Старт с космодрома Байконур на корабле «Союз МС-19» запланирован на 5 октября.
Обе съемочных группы прошли строжайшую медкомиссию и цикл тренировок в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина в Звездном городке. Перед вылетом на Байконур (где оба экипажа будут до старта на карантине) нам удалось сделать интервью с Климом Шипенко (к сожалению, из-за жесткого ограничения по времени некоторые вопросы задать не удалось – но на те, что успели, режиссер ответил предельно откровенно).
Драма на орбите
— Клим, про фильм «Вызов» было много разной информации. Но нигде не писали о подробностях сюжета, сценария. Расскажите, про что фильм, в каком жанре он будет сниматься?
— Это будет драма. Понятная, жизненная, основанная в каком-то смысле на нашем опыте. Когда я придумывал сценарий или концепцию (Клим Шипенко — еще и один из сценаристов фильма. – Прим. авт.), то я решил, что он должен быть понятен и близок всем людям. Особенно всем тем, кто никогда не бывал в космосе. В основе этого фильма лежит история, в которой простому человеку — женщине, которая никогда и никаким образом не соприкасалась с космонавтикой — предлагают полететь на станцию МКС и спасти жизнь космонавту. Она врач и это ее профессия. То есть, она должна сделать все то же самое, что и на земле — но в космосе, в условиях, в которых она никогда раньше не работала. Часть фильма – то, что происходит перед тем, как она полетит на МКС. А часть – ее полет и, соответственно, миссия по спасению жизни космонавта. Ну вот так, если кратко. Мы хотим, чтобы каждый человек почувствовать и подумал: чтобы было бы, окажись он на ее месте? Боялся или не боялся, как готовился, и так далее… Это такой опыт от первого лица. Мы же не знаем, на что мы способны на самом деле, когда мы оказываемся в таких ситуациях, к которым мы не готовились. Это такой вызов: а получится ли у нас? Вот такая у нас идея.
— Съемки художественного фильма в космосе — это довольно неожиданно. А как к этой идее отнеслись сами космонавты?
— Мне кажется, что кинематограф проник уже во все сферы земной деятельности людей, и фильмы снимались уже везде и с участием представителей разных профессий, и эти люди становились частью съемочных групп. И все, как мне кажется, были рады, что игровое кино как-то заглядывает в их деятельность, и у них есть шанс стать частью кинематографа. Почему-то космонавты оставались до сих пор неохваченными этим процессом. Это несправедливо. Поэтому у нас сложилась такая вот коллаборация. Мне кажется, что все космонавты — насколько я это чувствую – этому рады. Конечно, специфика кинематографа принесет какие-то коррективы в жизнь МКС во время нашего присутствия. Но это будет не такое длительное время. И потом, я думаю, космонавты будут по нам скучать. Потому что это опыт, который все вспоминают. Я говорю это на примерах других профессий, с которыми работал раньше. Все вспоминают об этом опыте с удовольствием, делятся впечатлениями. И это то, после чего не только нам останутся впечатления, но и им тоже.
Невесомость как данность
— Съемки в космосе, получается, скоро станут реальностью. Как вы думаете: это как-то повлияет на кинематограф в целом?
— Нам еще предстоит снимать: надо все же убедиться, что мы сможем это сделать так, как запланировали. Там есть своя специфика — и с актерами, и с камерой, и так далее. Все то, что на земле делается при помощи многих людей и техники, и все это отработано десятилетиями, то в космосе нам только предстоит это все проверить и понять, как это происходит. Все фильмы про космос, которые снимают на земле, выглядят так: «Мы точно не знаем — но, наверное, там это будет как-то так…». Даже, если в съемках принимает участие настоящий космонавт — он все равно не может пролететь по земной декорации точно так же, как он летает в космосе, и продемонстрировать, что это такое. Даже те фильмы, у которых огромные бюджеты — у них есть сложности с воспроизведением невесомости. Потому что, когда ты это делаешь на земле — я и сам это делал — все этому сопротивляется. И на это уходит неимоверное количество денег, времени и сил. А на станции МКС невесомость – это данность. Но там для съемок другие проблемы…