Марат Башаров: «Отрицательных персонажей не бывает»

Популярный актёр уверен, что даже у Кощея Бессмертного можно найти плюсы

Юнкер Палиевский в «Сибирском цирюльнике», лейтенант Столбов в фильме «Граница. Таежный роман», капитан-лейтенант Орлов в «72 метра» — в фильмографии Марата Башарова много «военных» ролей, военная форма его любит. Впрочем, и «гражданских» ролей у него достаточно: и молодой Утесов в одноименном фильме, и кардиохирург в картине «На пути к сердцу», и спортивный чиновник в «Движении вверх». Он очень пластичен, в зависимости от роли у него меняется всё: жесты, мимика, голос и даже лицо. Именно поэтому его приглашали в свои картины самые именитые режиссеры: Михалков и Хотиненко, Говорухин и Митта, Файзиев и Месхиев, Лунгин и Сурикова. Он с удовольствием играет в театре, смело участвует в телепроектах (и даже стал победителем – в паре с Татьяной Навкой — самого первого ледового телешоу «Звезды на льду», впоследствии переименованного в «Ледниковый период»). А недавно, как выяснилось в ходе нашей беседы, даже попал в балет…

Это царское дело — балет…

— Марат, известно, что вы очень занятой артист. У вас много проектов в работе сейчас?

— На данный момент снимаюсь в сериале «Алла, такси!» для телеканала «Россия», где играю директора таксомоторного парка. Тема интересная и актуальная: сейчас много за рулём девушек-таксисток – мне, по крайней мере, несколько раз попадались. И скажу, что они не хуже мужчин водят машины, а может быть даже лучше — аккуратнее. Это мы, мужики — балаболы и «трандычихи», а сколько раз я попадал к женщинам-таксисткам — никогда ничего лишнего не скажут, всё тактично, культурно…Что касается новых проектов в театре, то я практически всю весну провёл в репетициях во МХАТе им. Горького. Репетируем новый спектакль по рассказам Валентина Распутина, называется «Сеня», премьера будет в ноябре. Там у меня большая и сложная роль. Режиссёр спектакля — Галина Полищук, которая поставила в этом же театре «Женщины Есенина» — нашумевший спектакль, пользуется большой популярностью… Ещё занесло меня в балет…

— В балет?! Расскажите, пожалуйста, подробнее!

— Это балет «Конёк-Горбунок», который идёт в Михайловском театре в Санкт-Петербурге. Где я исполняю роль царя.

— Вам тоже приходится там танцевать?

— Конечно — это же балет!

— Пришлось учиться?

— Какие-то хореографические навыки у меня были, потому что я оканчивал театральное училище, где нас этому учили каждый день. Но, оказавшись на театральной сцене вместе с профессиональными балетными актёрами, ты понимаешь, насколько это тяжёлый, адский труд! Нет, я знал это — но это настолько сложно и тяжело! И это несравнимо с обычным нашим актёрским трудом. Каждый день, каждую минуту, каждую секунду нужно тело свое тренировать. Мы, актёры, тренируем свой мозг, свою душу. А у них ещё и постоянный физический тренинг тела!..

Оправдание для Кощея

— В вашей кинокарьере, как известно, есть и отрицательные персонажи. Как вы лично к ним относитесь?

— Я считаю, что отрицательных персонажей не бывает. Даже если ты играешь Кощея Бессмертного — то всё равно можно найти у него какие-то плюсы, и надо постараться их показать и может даже подчеркнуть. Каждый человек достоин того, чтобы любить, страдать и так далее… Так что я никогда не играю отрицательных персонажей как сугубо отрицательных.

— А с партнёрами на площадке всегда находите общий язык? И что делать, если вдруг «не складывается пазл»?

— Вы знаете, у меня пазл всегда «складывается». Но вообще в кинематографе такие случаи бывают. Я читал про картину «Девять с половиной недель» с Микки Рурком и Ким Бесинджер. На площадке они были как кошка с собакой и за кадром даже не общались. А смотришь фильм — и думаешь: «Какая игра, какая страсть, как они смотрят друг на друга, как они целуются!» Искусство кино, магия кино… Бывает, что в кадре с тобой – абсолютно «не твой» человек, а надо сыграть то, что прописано в сценарии… Тут уже нужен профессионализм.

— Что нужно сделать для того, чтобы сыграть с партнёром хорошо?

— Партнера нужно в первую очередь уважать. Слышать, видеть, чувствовать. Если это не получается — ты плохой актёр. Мы все люди, у нас у всех есть изъяны, нет идеальных людей… Но нужно услышать, почувствовать, что он хочет. Меня этому учили. Плюс я являюсь ведущим популярного шоу, поэтому делать я это умею…

— Пропускаете роль через себя?

— Конечно. А иначе не получится: тогда выходит, что ты просто говоришь заученный        текст…

— Тяжело потом выходить из образа?

— Некоторые, вы знаете, так вживаются, что потом никак не могут выйти. Но я уже научился выходить из образа. Надо уметь это делать…