Тайный «Шифр» Марьяны Спивак
Актриса поехала на пробы, чтобы дочитать сценарий – и получила главную роль в сериале
Марьяна Спивак проснулась знаменитой после выхода фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь», где сыграла главную роль. А недавно она блистала в детективном сериале «Шифр», который с большим успехом прошел на Первом канале. Для тех, кто не смотрел: действие в фильме происходит вскоре после Великой отечественной войны, в 50-е годы. Четыре женщины, которых связывает военное прошлое (работа в спецотделе Главного разведывательного управления Генштаба) спустя 11 лет сходятся вновь, чтобы помогать следственным органам в расследовании сложных и особо опасных преступлений. Персонаж Марьяны Спивак Ирина — математик с блестящим аналитическим мышлением, в прошлом сотрудница дешифровального спецотдела ГРУ…
Мы встретились с актрисой и поговорили с ней и о фильме «Нелюбовь» и связанных с ним глубоко личных переживаниях (у Марьяны есть свой сын Григорий, ему в этом году исполнится четыре года), о работе в театре, съемках в Европе и многом другом. Ну и, конечно же, о съемках в «Шифре».
Сначала была «Нелюбовь»
— Марьяна, вы как-то сказали, что первое, о чем вы подумали, когда удалось посмотреть смонтированный фильм «Нелюбвь», где вы сыграли главную роль — захотелось обнять своего сына, сказать ему ласковые слова. Как вы думаете, у многих появилось такое же желание?
— Насколько я поняла по встречам со зрителями после фильма, аудитория делится примерно пополам. Кто-то категорически не принял фильм и говорит, что у них нет даже знакомых, которые могли бы так себя вести. А кто-то, как и я, захотел крепче прижать своего ребенка и постараться оберегать его от всевозможных потрясений. Так всегда бывает: кто-то категорически «за», а кто-то категорически «против». Но здесь есть еще конкретная позиция: либо я себя узнаю в этом зеркале — и боюсь того, что я вижу, и хочу это исправить. Либо я узнаю себя в этом зеркале — и сопротивляюсь этому, говорю себе: нет, это не я — я не такая!
Английский «Код» к русскому «Шифру»
— Марьяна, вы видели иностранную версию фильма «Шифр»?
— Да. Причем, когда я прочитала сценарий, я не знала, что это адаптация английского сериала «Код» — узнала только тогда, когда приехала на репетиции. Да, я его посмотрела, и не только я. И это было полезно: на съемочной площадке возникла азартная атмосфера творческой конкуренции, нам захотелось доказать, что наш «Шифр» лучше. Ну и потом, у нас взята только идея — у нас и сценарий сильно отличается от того, что происходит там у англичан. И у них всего шесть серий, а у нас – целых16, было где развернуться.
— Что было самого сложного для вас на съемках?
— Ничего. У нас была замечательная команда, прекрасные отношения в коллективе и прекрасный материал. Это была не работа, а одно удовольствие! С многими девочками я уже была знакома: Катя Вилкова была моей однокурсницей, со Светой Колпаковой мы вместе работали в одном спектакле… И даже новые люди прекрасно в нашу компанию легко вписались, никаких притирок у нас не было.
— А я слышала, что перед съемками была серьезная и довольно продолжительная по времени подготовка…
— Да, было такое, но я «прыгнула в последний вагон», и почти вся подготовка проходила без меня. Дело в том, что изначально на роль Ирины намечалась другая актриса, но судьба в итоге подарила эту роль мне…
Право на лево
— Но я знаю, что все же одна серьезная проблема у вас была: вы по жизни левша, и вам пришлось ряди своей героини переучиваться…
— Да, было такое… Моя героиня отвечает за построение схем, и у нее в сценарии было много писанины. И как раз на репетиции Вера Михайловна (Вера Сторожева, режиссер фильма. – Прим. авт.) обратила внимание на то, что я левша. И сказала, что в советское время учитель математики никак не мог быть левшой. Пришлось переучиваться…
— И как вы это делали?
— Ходила с блокнотиком и все время писала — тренировала правую руку, чтобы в кадре все выглядело естественно.
— Это было непросто?
— Не то слово. Не только предстояло научиться делать то, что ты раньше не мог — это же все связано с работой мозга, и смена руки заставляет по-другому работать голову. И когда ты дубль за дублем в кадре пишешь другой рукой — в какой-то момент тебя начинает пошатывать. У некоторых, как я знаю, совсем не получается даже взять другой рукой ручку и написать одно слово, но у меня все же вышло. Наверное, я все же амбидекстр (человек, который одинаково успешно работает обеими руками. – Прим. авт.) — моя мама говорила, что я рисовала в детстве обеими руками одновременно…
На удочку интриги
— А как вы попали в «Шифр»?
— Честно говоря, из любопытства. Я в тот момент не собиралась нигде сниматься, но прочитала сценарий — и поняла, что не прийти на пробы было бы большим преступлением: материал был просто замечательный! Но мне прислали всего несколько серий, так что я поехала на пробы для того, чтобы хотя бы дочитать и узнать, что же было дальше с моей героиней и ее подругами. (Смеется.) Конечно, когда меня через неделю утвердили – это было большое счастье и подарок судьбы! И хотя я, как уже сказала, «прыгнула в последний вагон» — репетиции мне все же тоже достались. Что, надо сказать, на подобных съемках бывает крайне редко. Большая удача и большая редкость — когда режиссер перед началом съемок уделяет артистам много времени, чтобы обсудить какие-то детали, найти образ. И это очень помогло в работе…