Юлия Пересильд и Клим Шипенко: «За 12 дней мы забыли, что такое — ходить по земле…»
Участники первой в истории космической киноэкспедиции делятся подробностями полета и неземными впечатлениями
Первый спутник, первый человек в космосе, первая женщина-космонавт, первый выход в открытый космос… И вот мы снова первые: режиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд успешно вернулись на Землю с Международной космической станции, где они 12 дней и ночей снимали первое в истории кино на околоземной орбите. Их проект называется «Вызов» — и этот полет таким вызовом и стал. В первую очередь – этим двум нашим героям, режиссеру и актрисе. И тысячи (а может и миллионы) скептиков, которые утверждали, что у них ничего не получится – теперь, после их успешного возвращения на Землю, кусают локти. А те, кто верил в них – ликуют! Сейчас у Клима и Юлии — режим адаптации: надо снова привыкать к земному… Но нам предоставили возможность «по горячим следам» задать нашим героям самые волнующие нас вопросы: как леталось, как снималось, что удивляло, как преодолевали трудности?.. Клим Шипенко и Юлия Пересильд отвечали вместе — так же, как и работали там, на орбите, плечом к плечу. Чувствуя постоянно поддержку наших космонавтов – Антона Шкаплерова, Олега Новицкого и Петра Дуброва, которые тоже помогали делать первое кино в космосе…
«На земле такое придумать нельзя»
— Как ваше самочувствие по возвращении?
Клим: После посадки хоть и получалось сразу ходить, но все равно ты чувствуешь себя, как в дыму. Нас всех поддерживали, в прямом смысле этого слова, под руки. Потому что мы вспоминали, как надо ходить. Мы за 12 дней уже забыли, как это. И, конечно, много эмоций. Полет был связан со съемками фильма, и я понял, что то, что я там снял, я бы здесь, на земле, так не смог сделать. И это важно. Космос подсказывал какие-то решения. Например, виды, которые ты представляешь на земле по каким-то фотографиям – это одно, а когда ты видишь это все своими глазами, и у тебя есть возможность передать это все с помощью камеры – это совсем другое. На земле такое даже придумать нельзя. Это такой новый опыт взгляда на кино и на мир — с космической орбиты.
Юлия: Самочувствие терпимое. Стараемся ходить с каждым днем побыстрее! (Смеется.) Мы вернулись, все хорошо — но надо вернуться окончательно во всех смыслах этого слова, все осознать. Это такое сильное впечатление, такая вспышка — изнутри и снаружи — что, честно говоря, хочется это как-то прожить, осмыслить. Было очень мало времени, мы были в сжатых сроках. Мы с Климом понимали в последний день, что завтра мы уже — всё – возвращаемся! И мы вдруг осознали, что мы не насмотрелись в иллюминатор, что мы хотели еще сделать некоторые моменты, но не успели. А не успевали, потому что все время шли съемки, потому что мы все время работали. И спасибо нашим командирам, что они в какой-то момент подключились к нам. Несмотря на то, что у них было огромное количество своих задач, которые им нужно было выполнять, они ночами продолжали с нами работать, помогать снимать наш фильм. Поэтому ощущения немного странные: с одной стороны — все длилось целую вечность, а с другой — ты вроде только-только прилетел, и уже обратно нужно!.. Должно какое-то время пройти, чтобы пережить все эти впечатления…
— На Луну готовы теперь полететь?
Клим: Да! Мы за то, чтобы космическое кино снималось в космосе. Если про Луну – то на Луну лететь, про Марс – тогда на Марс! Почему бы и нет?!
Кинематографические открытия
— Ваш проект называется «Вызов». А что для вас было самым большим вызовом?
Клим: Весь процесс съемок на МКС и есть вызов. Обычно на земле я снимаю со съемочной группой. Я, конечно, думал о том, что хотел бы попробовать снять как оператор — но я не думал о том, чтобы снимать вообще без людей. Но тут вариантов не было — я же не мог взять с собой всю съемочную группу, поэтому приходилось всем этим заниматься самому. Юля, например, нашла в себе талант реквизитора и художника по гриму. Антон Шкаплеров таскал меня за ноги по станции, чтобы я там совсем не разбился во время съемок, когда держал камеру. Нашим космонавтам пришлось найти в себе актерский талант — я их заставил в себе найти этот талант, им просто деваться некуда было! (Смеется.) Все это было, конечно, огромным вызовов — и с технической стороны, и с художественной. Оценки нам будут давать уже зрители: что у нас получилось, а что — нет. Но я максимально сделал все, что мог. И все остальные тоже выложились на 100 процентов и себя не жалели…
Юлия: Я все еще до сих пор пытаюсь держать все в руках — на всякий случай! (Смеется.) Потому что вот это ощущение: что ты если на секунду что-то выпускаешь – оно улетает… У меня все там было приклеено — весь грим, тушь, помада — на специальном скотче. Так что у меня в каюте был отдельный уголок с реквизитом. Вы представляете, сколько нам всего требовалось каждый день для съемок этих сцен: все нюансы, детали… И они такие маленькие и так быстро улетают, а ты их потом ищешь где-то на вентиляторе… Ну и дублей было много…