Юрий Грымов: «Пауза для артиста — большой удар»

Известный режиссер отметит юбилей без пафоса

Юбилей Юрий Грымов проведет в кругу семьи, как и многие именитые юбиляры этого года. И дело не только в «социальной дистанции», которую многие сознательно соблюдают в это неспокойное время, а в том, что юбилеи, как и счастье, «любят тишину». 55-летие — это хороший повод осмыслить свои достижения и упущенные возможности, удачи и провалы, скорректировать планы, которые, конечно же, нельзя строить без учета новой реальности. Обо всем этом мы поговорили с режиссёром театра и кино, сценаристом, продюсером, художественным руководителем студии «ЮГ» и театра «Модерн», лауреатом премии «Ника» — Юрием Грымовым.  

Жизнь на карантине

— Юрий Вячеславович, карантин стал для вас временем размышления, новых творческих планов или, наоборот, пытались понять, что происходит и как жить дальше?

— В начале марта я был на фестивале в Южно-Сахалинске «Утро Родины», потом я переехал в Японию, путешествовал несколько недель по своей любимой стране. После этого вернулся в Россию и две недели, как и положено после возвращения из-за границы, отсидел на карантине. И теперь я несколько месяцев уже нахожусь дома, веду онлайн встречи с актерами театра «Модерн», мы обсуждаем новые постановки. Что изменилось? Темп жизни. Он стал другим. Многие спрашивают: «Наверное, теперь изменится мир?». Нет, мир не изменится. Потому что тот, кто хочет меняться – он и без пандемии изменится. Про тех, кто постоянно говорил, что на карантине наконец-то можно заняться спортом, начать читать книги, смотреть фильмы, можно пошутить: ну что, вы стали начитанными и накаченными киноманами? Кто читал, тот читает и сейчас, и так далее. А вот ритм да, изменился. Единственное, может быть как-то карантин поменял отношение к понтам, к тому, что когда-то называли «гламуром». Что касается театра и творческих людей, то, да, все скучают по зрителю. Многое, что затеяно в нашем театре стоит: и премьеры, и текущий репертуар. В планах выпустить три спектакля, один из них «Женитьба» с Лолитой Милявской в главной роли.

— Расскажите об этом проекте подробнее, пожалуйста.

— Мы за основу взяли произведения Николая Гоголя «Женитьба», туда добавили «Женитьбу Бальзаминова» Александра Островского и «Свадьбу» Антона Чехова. Поэтому получилась то, что я называю: «смешивать, но не взбалтывать». Как мне кажется, это сегодняшняя история, поэтому я пригласил Лолиту Милявскую сыграть такую классическую невесту Агафью Тихоновну. И, конечно, это комедия, ирония над сегодняшним днем.

— Когда начнут открываться столичные театры по вашим прогнозам?

— Каждую неделю у нас проходят онлайн встречи с художественными руководителями театров, мы этот вопрос тоже обсуждали, но ни у кого нет ответа. Конечно, мы все хотим, чтобы мы открылись в сентябре. Но для того, чтобы это случилось, необходимо, чтобы нам дали команду продавать билеты. Мы должны за два месяца знать дату открытия. Говорили, что театры откроются в самый последний момент, но залы же есть разные: у кого на тысячу мест, а у кого – нас совсем маленькое количество зрителей. Это тяжело, и это большой удар, даже с точки зрения профессии – большая пауза. Поэтому живем только надеждой. Не смотря на то, что мы сейчас на карантине, все актеры у меня получают адекватные зарплаты. Мы никого не уволили, все на месте. У нас была финансовая подушка, это средства от продажи билетов, это не бюджетные деньги. 

Кино и театр

— Вопрос как к режиссеру. Актер должен полностью перевоплощаться в своего героя или все же лучше помнить, что это его работа?

— Это такой сложный вопрос, который требует развернутого ответа и даже разговора. Если коротко, то я не люблю актеров, которые полностью погружаются – это называется клинический случай, медицинский. Если мы говорим про профессионального актера, то они лихо и умело отключаются. Он заходит в гримерку, смывает с себя грим и живет нормальной жизнью…