Игорь Петренко: «Самое главное для моего персонажа — чтобы он был человек, а не монумент ходячий»

Актер, сыгравший заглавную роль в фильме «Адмирал Кузнецов» — о работе над образом, о других своих ролях и о глубоко личном

В творческом багаже Игоря Петренко — более 80 фильмов. И практически в каждом втором он играет воина, человека в погонах (который иногда по роду службы ходит в гражданской одежде). Так повелось почти с самого начала его кинокарьеры – с фильма Николая Лебедева «Звезда», где он сыграл командира взвода разведки лейтенанта Травкина. После пошли звания постарше (в фильме «Небо» он уже подполковник) – и вот наконец дорос до адмирала, сыграв заглавную роль в военно-историческом фильме «Адмирал Кузнецов». Его персонаж Николай Кузнецов – легендарная личность. Самый молодой из военных наркомов, он возглавил Военно-морской флот СССР незадолго до начала Великой Отечественной войны – и в первый день войны, когда и авиация, и сухопутные войска понесли огромные потери, наш военно-морской флот отразил все атаки врага, не потеряв ни одного корабля… Премьерный показ сериала состоялся на медиаплатформе «Смотрим», а в эфире телеканала «Россия» запланирована телевизионная премьера. Нам удалось поговорить с Игорем Петренко и об этом фильме, и о других его ролях, и даже о личной жизни, в том числе и о воспитании детей…

«Пиетет мешал»

— Игорь, когда вы готовитесь играть реальных исторических персонажей, ощущаете ли вы какой-то дополнительный груз того, что вам предстоит сделать? Или все-таки это такие же персонажи, как и любые другие, и вы отталкиваетесь прежде всего от того, что придумал сценарист?

— Когда ты играешь исторических персонажей, то присутствуют некие знания, которые тебе усложняют жизнь. Ты понимаешь, что есть определенная ответственность. Это и легендарная личность, и поступки, и масштаб принятия решений. Мне довелось побывать в архиве, где я делал акцент не на запоминании каких-то дат. У моего героя складывалась интересная судьба: он был рожден на стыке, рубеже веков (адмирал Николай Кузнецов родился в 1904 году. – Прим. авт.). Он учился в духовной семинарии, потом стал матросом, после учился в Военно-морском училище имени Фрунзе (сейчас он называется Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт. – Прим. авт.). Он начал с абсолютных низов и двигался вверх за счет труда и любви к своему делу… Можно говорить бесконечно о том, на что ты мог опираться в работе, но этот пиетет к герою, которого ты играешь — он скорее мешает… Я заметил это по аналогии с фильмом «Небо» (кинолента рассказывает о наших военных летчиках в Сирии, в центре сюжета — инцидент, связанный с гибелью подполковника Олега Пешкова осенью 2015 года. В фильме героя Игоря Петренко зовут Олег Сошников. – Прим. авт.). Когда мы делали эту картину, вот этот пиетет мешал быть живым человеком. И это, наверное, было самое трудное для меня. В диалогах, его поступках искались, в первую очередь, его человеческие проявления. Потому что информационного груза было достаточно для того, чтобы он повлиял на тебя, и ты превратился в какую-то гранитную статую… Это было опасно. Самое главное для моего персонажа — чтобы он был человек, а не монумент ходячий…

— Что больше всего на вас произвело впечатление, когда вы изучали биографию адмирала Кузнецова?

— То, что он учился в духовной семинарии. Я понимаю, что это не могло не оставить своего отпечатка — в отношении к людям, которые тебя окружают, к миру… Меня впечатлило, что он с самого маленького возраста впитал в себя духовность, а уже потом полюбил свое дело. Я думаю, что личность Кузнецова – это такой чудесный сплав, который складывался из духовного начала и выживания в новых реалиях быстро меняющегося времени, когда было непросто — не потерять себя…

«Армия была дома»

— Что было самым сложным на этих съемках?

— Одно из самых сложных было – скорость принятия решений. У нас были серьезные ограничения по срокам. И было много сюрпризов, обстоятельств, когда надо было принимать решения здесь и сейчас — и двигаться дальше. Иногда даже приходилось менять место съемки. Снимать историческое кино в современных городах становится все сложнее и сложнее. Во-первых, это и насыщение площадки современными звуками. Во-вторых — визуальный ряд. Куда ни глянь — везде есть и реклама, и современные здания, и столбы современные электрические, и так далее…