Евгений Стеблов: «Я с детства хотел быть артистом…»

Знаменитый актер, преподаватель и писатель, отмечающий 75-летие, делится яркими воспоминаниями и мыслями о жизни и об искусстве

Смешной и трогательный призывник Саша Шаталов в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» — таким Женю Стеблова увидела и полюбила вся страна. Потом была военная драма «До свидания, мальчики», где он сыграл главную роль, лирическая комедия «Вас вызывает Таймыр», маленькая, но яркая комическая роль в «Рабе любви», роли в фильмах «По семейным обстоятельствам», «Сибирский цирюльник», «День выборов»… И еще порядка ста ролей в различных фильмах, и более полусотни – в спектаклях. А еще он уже много лет преподает актерское мастерство, пишет время от времени книги… А еще он очень интересный собеседник – и вам, надеемся, придется вскоре с этим согласиться. Нам удалось поговорить с Евгением Юрьевичем и про его юбилей (и узнать, как народный артист России отмечает свое 75-летие), и про студентов и дистанционное образование в пандемию, и даже про социальные сети (которые юбиляр, как оказалось, не жалует)…

«Театр – это образ жизни»

— Евгений Юрьевич, поздравляем вас с юбилеем! Как отметили праздник?

— Это же не первый у меня юбилей. И все варианты юбилеев я уже пережил, начиная с 50-летнего! (Смеется.) Были и пафосные, и менее пафосные… В этот раз мы с супругой просто пошли вечером поужинать. А первую половину дня я был как бы оператором колл-центра: я даже толком позавтракать не мог — все время звонки! Потом сыграл спектакль, и в театре коллеги тоже поздравили… Так что все прошло спокойно и нормально.

— Вам никогда не хотелось сменить профессию, уйти на какое-то время со сцены?

— А я уходил со сцены на время, было такое в моей биографии. Правда, это было вынужденно. Где-то в середине 70-х годов я попал на съемках в Чехословакии в аварию, был травмирован, моя рука перенесла три операции. Я лежал в клинике в Праге, и это был сильный стресс. Играть какое-то время я не мог — рука не работала должным образом, я тогда думал, что мне придется заниматься только режиссурой… Единственное — я жалею о том, что не снялся из-за этой аварии в роли Николая Трилецкого в картине моего друга Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» (эту роль Никита Сергеевич исполнил в фильме сам. – Прим. авт.).

— Какую нетипичную для вас роль вы бы сейчас сыграли? Или, может, есть уже интересные предложения от режиссеров?

— Я вообще играть не хочу — мне надоело все это дело! (Смеется.) У меня нет никаких таких планов о новых съемках. Я к этому сейчас, в 75 лет, так отношусь. А в молодости я все хотел: и играть в спектаклях, и сниматься в кино. И мое счастье и Божий промысел — что я попал в свое кино… А что касается в целом ролей и выбора фильма, где сниматься… Актерская профессия и мастерство – это инструмент. Для меня главное – тема. Вот если тема фильма меня заинтересует — тогда я в это дело включаюсь. Я, например, играл Баха. Глупо себе ставить цель сыграть этого великого композитора, потому что толком никто не знает, каким он был. Но я его сыграл так, как я его чувствовал — через музыку и так далее…  А так, желания без конца играть и показывать: «Ах, какой я!» — это меня уже не волнует…

— К театральным ролям это тоже относится? Все же сейчас вы чаще в спектаклях играете, чем снимаетесь…

— Театр — это другое: это образ жизни! Это можно сравнить с тем, когда вы ходите в гости к каким-то знакомым людям, которые вам нравятся. И вот когда ты приходишь в театр — ты приходишь в атмосферу, к созданию которой ты причастен. Это уже определенная привычка такая существует… И потом, каждый раз ты играешь как-то по-новому… А самое хорошее в театре — когда ты сам себя удивляешь…