Леонид Ярмольник: «Внуки из меня веревки вьют…»

Популярный актер встречает свой 70-летний юбилей с юмором и оптимизмом

Леониду Ярмольнику не верится, что ему исполняется 70 лет. И хотя возраст уже вроде-бы не шуточный – сам он то ли в шутку, то ли всерьез утверждает, что ощущает себя так же, как в 25 лет, и в этом плане ничего не изменилось. И только внуки, в которых он души не чает, напоминают, что он уже дедушка. Хотя возможно, что, уделяя им все свое свободное время (которого вообще-то не так много – есть же и съемки в кино, и участие в телепроектах, и немало работы в легендарном театре «Современник», куда он перешел из не менее легендарной Таганки)… У юбиляра в фильмографии — более сотни ярких ролей, и комических: в культовых картинах «Тот самый Мюнхгаузен», «Человек с бульвара Капуцинов» и других, и драматических – в фильмах «Мой сводный брат Франкенштейн», «Стиляги», «Трудно быть богом», «Одесса»… Но он не только актер, которому все жанры и амплуа покорны, а еще и талантливый продюсер, и даже телеведущий. В общем, вот такой человек-оркестр в расцвете лет…

Фирменное блюдо

Леня Ярмольник был разносторонним ребенком: он занимался плаванием, конькобежным спортом, играл на аккордеоне и ходил в театральную студию. Но выбрал он все же после окончания школы театральное училище имени Щукина, а потом попал в легендарный Театр на Таганке, где работал вместе с Владимиром Высоцким.

Первые серьезные роли были в фильмах «Сыщик» и «Тот самый Мюнхгаузен». Но значительно большую известность молодой актер приобрел чуть позже — в 1979 году. После того, как выступил с юмористическим номером в передаче «Вокруг смеха» и показал миниатюру «Цыпленок табака». Именно этот фрагмент, который длился всего несколько секунд, произвел на зрителей огромное впечатление. Но у этой популярности была и обратная сторона: к молодому артисту надолго приклеилась слава комика и несерьезного человека – везде шутит, гримасничает, играет сплошь юмористические роли. По правде говоря, действительно многим нравилось то, как органично артист смотрится в комедийных фильмах. Да и само прозвище «Цыпленок табака» сохранилось за Леонидом Исааковичем до сих пор. Сначала артист злился, когда ему напоминали про его «коронный номер», а потом понял, что это его фирменный знак (как сейчас говорят, «фишка»), и благодаря ему его ни с кем не перепутаешь.

Трудно быть актером у Германа

Конечно, в биографии артиста есть и глубокие драматические роли. Чего стоит только работа с режиссером Алексеем Германом-старшим, который утвердил его на главную роль дона Руматы Эсторского в фильме «Трудно быть богом», основанном на одноименной фантастической повести братьев Стругацких. Ради нее Леонид Исаакович отказался на три года от участия во всех других проектах. Работа над картиной началась в 1999 году, и в тот момент отказаться от другой работы было смелым шагом. В российский прокат кинолента вышла только десять лет назад, в феврале 2014 года. Картину доделывал уже сын великого режиссера – Алексей Герман-младший и вдова Светлана Кармалита (они ничего не меняли в художественной части фильма).

— Почему он так долго снимал? – вспоминает об этой работе Леонид Ярмольник. — Потому что он все время сомневался, правильно ли он придумал, правильно ли расшифровал. Пока он не «переспал» с каждой конкретной сценой, мы не снимали ее. Может быть, это то, чего не бывает ни у кого. Я это не сразу понял. Я вообще хотел, чтобы картину сняли за два года. Но это огромный опыт, своя школа — больше такой не будет…