Жизнь и судьба Александра Вертинского
О великом артисте сняли одноименный сериал
Светская премьера одного из самых ожидаемых сериалов года — «Вертинский» — собрала весь столичный бомонд. Можно, наверное, сказать, что это мероприятие по составу гостей было под стать величию артиста, популярность которого в середине прошлого века не имела границ. И место проведения премьеры было выбрано не случайно: стены «Художественного» — старейшего в Москве и одного из старейших кинотеатров в мире (он был открыт в 1909 году) — помнят Александра Вертинского, который не раз посещал это весьма популярное заведение. И гости, прибывшие на премьеру, как бы попадали на один вечер в прошлый век: в фойе звучали песни в исполнении Вертинского, а на входе всех встречали артисты, переодетые в костюмы 40-х – 50-х годов, времени пика популярности выдающегося исполнителя.
Ночной звонок
С идеей снять художественный фильм про Александра Вертинского к генеральному директора Первого канала Константину Эрнсту обратилась Анастасия Вертинская – младшая дочь артиста. Это было в 2013-м году.
— Однажды ночью мне позвонила моя хорошая знакомая Анастасия Александровна Вертинская и спросила: «Костя, не хотите ли вы сделать фильм о моем папе? У него была довольно интересная жизнь», — рассказал нам Константин Львович. — Я подумал, что грех отказываться, и попросил написать сценарий этого проекта другую свою замечательную знакомую — сценаристку и режиссера Дуню Смирнову. Проект был готов к старту в 2014 году, но изменившаяся экономика заморозила его на несколько лет. Потом в наш проект вошли Роман Абрамович и Сергей Адоньев — и все вновь ожило… Теперь восьмисерийный эпос сквозь страны и десятилетия в компании с умным, талантливым и парадоксальным человеком готов отправить вас в захватывающее киноприключение. У сериала — две версии. Одна будет показываться в онлайн-кинотеатре KION с ограничением 18+. Версия с ограничением 12+ выйдет в эфире Первого канала. Таким образом мы планируем охватить два типа аудитории: продвинуто-толерантную — и классическую, немного старомодную. Фигура Вертинского идеальна с этой точки зрения. Помимо того, что артист проделал путь значительной части русской интеллигенции в ходе революции, гражданской войны, эмиграции и последующего возвращения — он был артистом классического средневекового жанра, продлившегося до настоящего времени, выразителем чувств и мыслей через песню…
Сама Анастасия Вертинская тоже присутствовала на премьере и принимала поздравления. Младшая дочь великого артиста родилась в Москве в декабре 1944 года. Она всегда с удовольствием рассказывает о своем отце и часто замечает, что у нее с ним была практически мистическая связь. Он никогда не ругал их с сестрой Марианной за плохие оценки и всегда радовался, когда они получали «отлично» по пению.
— Отец провел в эмиграции 25 лет и вернулся в Россию в 1943 году, — напомнила нам Анастасия. — Это было его долгое путешествие из России в Россию…
Младшая дочь артиста не только сама много интересного и ранее неизвестного рассказала авторам сценария, но и предоставила им доступ к архиву отца.
Честь и слава
Над сценарием проекта вместе с Авдотьей Смирновой работали Анна Пармас и Джон Шемякин. Консультантом сериала выступил историк эмиграции Иван Толстой. Сюжет базируется на огромном количестве документов. В киноистории есть как и реальные исторические персонажи, так и собирательные образы, и даже полностью вымышленные.
Сериал стал одним из самых масштабных проектов десятилетия. Съемки проходили в трех странах — России, Турции и Венгрии. В истории задействовано 340 объектов и декораций, 260 говорящих персонажей, 8000 человек массовки (и, соответственно, 8000 костюмов для них). Париж снимали в Будапеште и Санкт-Петербурге, Голливуд и Берлин — в Стамбуле, а все кабаре, рестораны и Шанхай — в построенных декорациях в Санкт-Петербурге.
— Александр Николаевич прожил удивительно счастливую судьбу, — поделилась с нами режиссер Авдотья Смирнова. — Он видел гражданскую братоубийственную войну и уцелел в ней. Он видел две мировых войны — в одной из них он служил санитаром, а во второй ему хватило мужества вернуться на территорию тяжело воюющей страны. Он вернулся в сталинский Советский Союз из 25-летней эмиграции — и тоже уцелел в нем. В 30-е годы у него было два полуторатысячных концерта в Нью-Йорке, а вернувшись в СССР, в 1946 году он собрал полный Колонный зал — и, по московской мифологии, публику на этот концерт сдерживала конная милиция. Он прожил долгую артистическую жизнь, начав просто как ресторанный певец, а закончив тем, что объездил весь Советский Союз. И самое поразительное: о нем помнят до сих пор!..