Мария Аниканова: «Страшно бывает всем, даже великим артистам»
Известная актриса откровенно поделилась мыслями о жизни, о работе и о воспитании детей
У нее за плечами — более 60 киноработ, 27 лет служения в знаменитом театре «Современник», работа с именитыми режиссерами и актерами. Ее кинодебют состоялся в фильме Сергея Соловьева «Дом под звездным небом», и сразу — главная роль. А потом уже были «Две судьбы» и «Жаркий лед», «Тест на беременность» и «Серебряный бор», «Нюхач» и «Ищейка», «Линия Марты» и «Алекс Лютый»… А могло так случиться, что и не было бы такой актрисы — а была бы прославленная фигуристка. В 16 лет она, воспитанница знаменитой Татьяны Анатольевны Тарасовой, имела звание «Мастер спорта» и подавала большие надежды. Но сейчас мы ее знаем и любим как заслуженную артистку России Марию Аниканову…
Стальные нервы актрисы
— Говорят, бывших спортсменов не бывает… Пригождаются ли качества спортсмена в актерской работе?
— Спорт и подготовил меня к актерской жизни! Первое — это дисциплина. И второе — я всегда говорю студентам: «Не верьте, что у артистов — тонкая организация души. Может быть — но со стальными нервами!» Без этого в нашей профессии, абсолютно зависимой — никуда. Надо уметь принимать отказы, надо уметь пережить это — и идти дальше, не сломаться, пытаться себя сохранить. И при этом еще развиваться, что-то менять в своей жизни… Ведь у нас не такая работа, когда с 9 до 18 работаешь, а субботу и воскресение отдыхаешь. У актеров иначе: ты знаешь, что ты сегодня дома, а завтра, возможно — собрался и уехал куда-то… Вечно мотаешься, меняешь планы… Нужно быть коммуникабельным и мобильным.
— До 16 лет вы занимались фигурным катанием, а будучи актрисой, снялись в сериале «Жаркий лед»…
— Было дело! И там наряду с актерами были настоящие прославленные фигуристы — Роман Костомаров, Леша Тихонов, Леша Ягудин, Александр Абт…
— И вы!
— И я… Все думали, что если я мастер спорта, то могу откатать программу на уровне олимпийских чемпионов… В 35 лет я вышла на лед после долгого перерыва. И в первый момент мне показалось, что я ничего не смогу — устоять бы! Но потом вышел Рома Костомаров — к слову, только что выигравший Олимпиаду — и мы поехали… Леша Тихонов посмотрел на нас и говорит: «Аниканова, зачем ты бросила фигурное катание?!» (Смеется.) Потом нам с Костомаровым поставили программу, мы делали настоящие серьезные поддержки…
— Подождите, но вашим партнером был не Роман, а Павел Трубинер…
— По сценарию — да, и мы с ним играли все сцены, что не на льду. А на катке у меня было три разных партнера: артист Паша Трубинер, его дублер — парень из юниорской сборной, похожий на Павла, а самую сложную часть делал Костомаров. Но его нельзя было «светить», потому что он тоже играл роль. В итоге я откатывала программу по три раза. Было сложно, и в конце концов я взмолилась, чтобы меня убрали из сценария! (Смеется.) Так моя героиня улетела в Америку…
— Фильм снимался в 2008 году, с тех пор набрали обороты ледовые телешоу. Не хотелось поучаствовать?
— Нет! Илюша Авербух меня приглашал, но было не понятно, в качестве кого мне участвовать: да, я мастер спорта, но фигурное катание ушло далеко вперед… И если честно, сейчас на лед уже не тянет… Единственное — в прошлом году я работала с танцевальными парами как преподаватель актерского мастерства…
Страх как лекарство
— Был в вашей актерской биографии и другой экстремальный случай: когда в сериале «Две судьбы» вы в середине проекта меняли Ольгу Понизову. Как она передавала вам свою героиню? Что-то рассказывала?
— Никак. Мы — однокурсницы, и увиделись уже через какое-то время после завершения проекта. И она мне рассказала, почему ушла. И экстрима никакого не было. Во-первых, меня хорошо приняли режиссеры, они очень верили в меня. Во-вторых, мою маму играла Катя Семенова, с которой мы очень много работали в театре. Мне было легко.
— Бывает, наверное, и сложно… А бывает страшно? Что вы себе в таких случаях говорите?
— Страшно бывает всем, даже великим артистам…