Антон Маслов: «Я не мечтал стать режиссером»
Один из самых успешных российских кинорежиссеров рассказал, в каких муках рождаются кинохиты
Режиссеры зачастую остаются немного в тени. На первом плане обычно – их фильмы и лица из этих фильмов: актеры, занятые в ключевых ролях. И если вы вдруг случайно где-то встретите Антона Маслова – вы можете его даже не узнать. Зато вам наверняка известны его работы: сериалы «Крыша мира», «Отель Элеон», «Фитнес», «ИП Пирогова», «Вампиры средней полосы», а также «Последний богатырь. Наследие», собравший несколько престижных наград. Да и остальные фильмы из названных отмечены не только зрительским интересном, но и профессиональными жюри, присудившие работам Антона Маслова и главную теленаграду – премию ТЭФИ, и приз ММКФ «Серебряный Святой Георгий», и главную награду кинофестиваля «Новый сезон», и премию Ассоциации продюсеров кино и ТВ… А нам удалось поговорить с создателем кинохитов и узнать много интенесного.
Как рождаются богатыри
— Антон, вы выпустили книгу, которая посвящена сериалу «Последний богатырь. Наследие». В ней вы рассказываете подробности съемок. Решили раскрыть тайны производства?
— После этого проекта у меня появилось желание выпустит книгу и рассказать о всех нюансах и задачах, непредсказуемых вещах, с которыми мы столкнулись, когда снимали сериал. Эта книга интересна тем, что рассказывает, как непросто снимать в России блокбастер, большое кино. Чтобы можно было узнать о закулисье. Книга про то, что нет закрытых дверей. Это и про артистов, и про трюки, и про многое-многое другое.
— Сериал «Последний богатырь. Наследие» — большой и серьезный проект. Насколько он был для вас сложным?
— Пять лет мы снимали этот сериал. Это огромный блокбастер! И было непросто всем, кто работал над проектом. И в первую очередь, конечно, актерам. К примеру, исполнительница главной роли Арина Рожкова тренировалась три с половиной месяца работать с мечом. Поясню для тех, кто не знает, что это за аксессуар. Он очень тяжелый. Если вы просто несколько минут покрутите мечом, то на следующий день у вас будут болеть мышцы – рука не будет работать. Это огромная тяжесть. Кстати, у нас на кастинге не эту роль было 600 актрис. Мы искали девочек от метра 85 сантиметров: богатырш, которые умеют драться. При этом обаятельных. Таких, из сказки… И вот Арина пришла на кастинг. На пробах она что-то сделала — и вдруг поскальзывается, падает просто на ровном месте. И потом с абсолютно серьезным лицом продолжает пробы. Мы ее утвердили, потому что упасть – это легко. А вот встать потом и продолжить – это непросто…
— Пять лет для проекта – это много…
— Да. За пять лет ребенок уже начинает сам есть, ходить, говорить и может даже уже делать выбор. Это действительно много. Тот же сериал «Вампиры средней полосы» — это 60 рабочих смен. И три месяца подготовки. А «Последний богатырь. Наследие» — это год подготовки, семь месяцев монтажа, еще год — компьютерной графики. И могу сказать, что аналогов почти нет. Нам очень повезло, что нас поддержали. Это стечение невероятного количества случайностей!..
— Дублей много было?
— Да. Например, драку, которая у нас происходит в первом эпизоде, мы снимали шесть ночей подряд. Я добивался идеальной картинки. Я считаю, что лучше иметь больше вариантов, чем когда ты не знаешь, как это монтировать, склеить. Моя задача как режиссера — сделать так, чтобы человек, когда включил телевизор и случайно увидел кино, его не выключил. И я стараюсь ее выполнить.
Сам себе инженер
— У вас каждый персонаж заслуживает отдельного разговора – все яркие и очень интересные…
— Да. Например, Владислав Ветров играл у нас Белогора. И там есть момент один в проекте, когда его герой превращается в отрицательно персонажа, и он взлетает в воздух. У него была длинная черная дымовая мантия. Звучит все вроде просто: надо поднять артиста наверх и снимать его три дня там. Что тут придумывать? А дальше начинается то, с чем ты сталкиваешься на практике. На чем поднять артиста наверх? Это тросы или какая-то устойчивая конструкция? Далее: мы его будем снимать весь день на протяжении почти трех суток. То есть он должен иметь возможность легко спуститься — и потом обратно легко прикрепиться, чтобы мы его подняли наверх. Плюс ко всему это должно быть безопасно и устойчиво. А еще надо соблюсти множество моментов: должны быть задействованы и каскадеры, и художники по гриму, костюму и реквизиту. И не забыть про будущую компьютерную графику. И когда ты начинаешь придумывать все это, то понимаешь, что съемки превращаются в какую-то инженерию. Ты все время в этом существуешь и придумываешь каждый раз новую технологию…