Наталья Варлей: «Работала под куполом цирка, несмотря на боязнь высоты!»
Любимая актриса миллионов россиян написала книгу о себе, которая называется «Канатоходка. Автобиография»
Несмотря на то, что в творческом арсенале Натальи Владимировны — около полусотни киноролей (в числе которых — тренер Марта Скрыль из «Гостьи из будущего», красавица Галина Листопад из фильма «Семь невест ефрейтора Збруева», панночка в картине «Вий», а также мать Кендарат в ленте «Волкодав из рода Серых Псов» и многие другие), но, пожалуй, самой любимой для большинства россиян остается ее Нина из комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница» — «студентка, комсомолка, спортсменка, и наконец просто красавица».
Книга «Канатоходка» – еще один повод вспомнить о легендарных коллегах актрисы по кинематографу и просто ее хороших друзьях: Юрии Никулине, Георгии Вицине, Наталье Гундаревой, Альберте Филозове, Леониде Куравлеве, ушедшем недавно от нас писателе Эдуарде Успенском и многих других…
Сколько себя помню…
Наталья Владимировна начинает свое повествование с того момента, как она ощутила себя в этом мире. И произошло это очень рано: будущей звезде отечественного кино был всего один год и два месяца. И рассказ о книге она начала именно с этого эпизода:
— Я собиралась написать свою истинную биографию очень давно. Другого способа борьбы со слухами и «желтой прессой» я просто не видела. Я часто переживала из-за написанного в прессе, плакала в подушку, думала, что же мне делать: судиться или нет? Но все никак не решалась сесть и написать правду: как было на самом деле. Для этого тоже нужна некоторая смелость. И когда ко мне обратилось издательство «Эксмо», которые выпускает биографии актеров и режиссеров, то я ответила, что у меня есть и желание написать книгу и очень много материала — так как дневники я вела с детства, и у меня сохранилось огромное количество записей. Мне было страшно подступаться к некоторым очень личным темам — все думала: нужно это писать или нет? Но потом поняла, что наступит время, когда никто не расскажет, как было на самом деле. Пусть один раз это будет написано.
Мысли о продолжении
В книге описаны не только факты биографии самой актрисы — Варлей также попыталась воссоздать атмосферу того времени, в котором проходили ее детство, юность, молодость и зрелость.
— Это и история моих близких, и моя родословная, и встречи с замечательными людьми. Очень многое не вошло в книгу, так как она и так получилось довольно объемной. Несколько глав мне даже пришлось изъять — но они могут вполне существовать отдельно, в них я рассказывала о моих замечательных партнерах: о Вячеславе Шалевиче, о Саше Белявском, об Аллочке Балтер, и это дает мне повод и надежду начать готовить новую книгу. (Улыбается.) Кстати, одним из первых я дала прочитать автобиографию режиссеру Коле Лебедеву, с которым я работала над «Волкодавом» и с которым много лет дружу. Мне было интересно, что он скажет. А он даже написал отзыв, который стал предисловием.
Выбор своего пути
Варлей признается, что связать свою жизнь с цирком она решила еще в восемь лет, когда впервые попала на цирковое представление с двумя выдающимися артистками тех лет.
— Несмотря на то, что я давно ушла из цирка, он для меня по-прежнему идеализирован, он остается для меня таким же, каким я его увидела впервые в детстве, — рассказывает Наталья Владимировна. — Я занималась музыкой, рисунком, и росла совершенно неспортивной девочкой. Но когда я впервые увидела цирковое представление, я сказала родителям, что стану воздушной гимнасткой, как Раиса Немчинская, либо укротительницей тигров, как Маргарита Назарова. Немчинская тогда выступала в первом отделении. Необыкновенно красивая женщина — брюнетка с гладко убранными назад волосами в белом трико под куполом цирка выполняла сложнейшие трюки на трапеции. А во втором отделении на арену выходила дрессировщица тигров Назарова — нежная, хрупкая блондинка — и тигры буквально падали на арене от ее красоты и женственности… Родители тогда, после объявления моего решения, просто улыбнулись…