Сергей Соловьев: «Всё, что мы делаем — это навеки!»
Прославленный кинорежиссер рассказал, что не собирается праздновать свое 75-летие
Сергею Соловьеву – 75! Три четверти века! Когда-то каждый его фильм становился настоящей сенсацией, событием, которое долго обсуждала вся страна – «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Спасатель»… И наконец «Асса», флагман Перестройки, где Виктор Цой на всю страну спел: «Перемен! Мы ждем перемен!»…
Но потом, когда эти перемены наступили — Соловьев вдруг оказался где-то в тени… Он, конечно, снимал – и экранизировал классику: «Три сестры», «Анна Каренина»… И снял трагическую историю молодой влюбленности в картине «О любви»… Но эти фильмы прошли как-то незаметно для зрителя – лишь «Анна Каренина» попала в номинанты «Золотого Орла» как лучший фильм 2009 года, но награду в итоге получили «Стиляги» Валерия Тодоровского… И с тех пор о Соловьеве практически ничего не слышно… И это странно — такой творчески энергичный человек не может же просто валяться на диване… Чем-то же он, конечно, занимается – но чем и где? И юбилей – хороший повод узнать об этом и рассказать нашим читателям. Мы встретились с именитым кинорежиссером — и поговорили с ним не только о юбилее и о кино, но и о принципах, которых он придерживается в жизни. И, конечно же — о творчестве и о творческих планах…
По примеру Додина
— Сергей Александрович, поздравляем вас с днем рождения. Как отмечаете свой 75-летний юбилей?
— Спасибо за поздравления. Но вот отмечать не планировал.
— Это невыполнимые планы?
— Мой школьный товарищ Лев Додин — сейчас он уже вырос в главного режиссера Малого драматического театра в Санкт Петербурге, он мой ровесник и сидели мы с ним за одной партой. И вот я его накануне его 75-летия спрашиваю: «Ты где будешь отмечать?» — «Я не скажу, где я буду — я нашел такое место, где меня никто не найдет!» — «Где место то? У нас? За рубежом?» — «Ничего не скажу!» Так и не сказал! Так что для меня он является примером юбиляра. Если бы все юбиляры были столь разумны и ответственны перед своими юбилейными датами, как Лев Додин, то все было бы хорошо.
«Я не очень люблю кино»
— Все же, возвращаясь к вопросу…
— Я никак не отмечаю. Какие тут празднества? У нас — огромное количество работ, которые требуют своего завершения, в первую очередь — театральных. Было принято решение, что правительство Москвы даст нам возможность работать в собственном театре. Мы сейчас ищем место для театра, площадку для него. Театр – это же не шутка, это репертуар! У нас сделано уже восемь спектаклей! Я такой плодовитостью еще никогда не обладал. А тут за эти последние два года сделал эти спектакли. А кроме того, в этом году выпускается моя мастерская, актерско-режиссерская, и это тоже чрезвычайно ответственное дело…
— То есть, теперь вы больше увлечены театром?
— Я могу сказать вам, что с театром — довольно странная вещь… На самом деле я не очень люблю кино! (Смеется.) Мне как-то всегда муторно на съемочной площадке — когда я вижу сотни людей, которым надо кричать что-то. Есть там что-то фальшивое… И я очень люблю театр и фотографию — они доставляют колоссальную личную радость. Посмотрим, чем это дело закончится… Хочется попробовать сделать что-то неформатное.
На фоне Голливуда
— Но кино вы все же вряд ли оставите. Я знаю, что вы не так давно сняли небольшой короткометражный фильм. Расскажите немного про него.
— Это была такая смешная история. Моя дочь (Анна Друбич. – Прим. авт.) пишет музыку к кино. В частности, она сейчас много работает в Голливуде, пишет для американских фильмов. Я приехал погостить, посмотреть на своих внучек. Бездельничал дней десять, но потом понял, что не могу без дела — я не умею отдыхать в свое удовольствие. И решил прогуляться. Стали мы мотаться с моим приятелем по окраинам Лос-Анджелеса, а это такая красивая фактура! И я заинтересовался — не как турист, а уже как режиссер. Дня два поцокал языком — и сказал, что надо снять небольшую короткометражную картину. Подобрали актеров, нашли оператора. Потом пошли в секонд-хенд, набрали всякой дряни. Постирали ее, выгладили, примерили — стало что-то такое образовываться… Короче говоря, в один из дней мы начали снимать. Когда мы пришли в эту фактурную декорацию, было семь часов утра. Не было ни сценария, ничего… К шести вечера мы завершили съемки этой картины. Я уже ее слепил, смонтировал, и она стала походить на кинокартину. В Москве уже сделали озвучание…
— Картина как называется?
— «А кто не любит Генделя, тот получит пенделя». Это история про музыканта-мигранта. Вот спросите меня: зачем я ее снял?
— Зачем вы ее сняли?
— А я не отвечу. Потому что не знаю. Для меня это — просто состояние души. Я лично его ценю в своей работе как самое главное. Я не знаю, зачем я это делаю. Я снял более 20-ти полнометражных картин. Каждая из них для меня — главная. Это огромная работа — я даже сейчас не понимаю, как я мог это все осилить…