Ян Цапник: «Я рос в театре»
Популярный актер рассказал о своей роли в сериале «Шаляпин», а также о себе и своей семье
Звезда Яна Цапника взошла после роли в сериале «Бригада», где он блестяще сыграл культового персонажа Артура Лапшина: бывшего комсомольского функционера в малиновом пиджаке легендарного «нового русского». Дальше были и другие яркие персонажи – и криминальные, и героические, и комические, и перечислять их можно долго, ведь в творческом багаже артиста — более 200 ролей! И Цапник не придерживается какого-то определенного амплуа, скорее наоборот: по его словам, чем больше одна роль отличается от другой, тем лучше.
В сериале «Шаляпин», который с успехом идет сейчас на телеканале «Россия», Ян Цапник играет одну из глав ролей: Мамонта Дальского, близкого друга Федора Шаляпина и одного из самых известных актеров того времени. Нам удалось встретиться с актером и поговорить с ним и об этой роли, и об актерской профессии вообще, и о том, как складывается личная жизнь такого востребованного актера.
Мамонт и Гамлет
— У вас сложная и интересная роль в сериале – Мамонт Дальский…
— Мне все это близко, поскольку я прослужил 14 лет в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова в Питере. Сыграл там пять главных ролей, выходил на сцену с такими великими артистами, как Владислав Стржельчик, Олег Басилашвили, Алиса Бруновна Фрейндлих, Света Крючкова, Ниночка Усатова. И поэтому я был отчасти готов к этой роли. Мамонт Дальский – уникальная личность. Ему было абсолютно наплевать, в каком театре играть, что играть и, допустим — хорошие ли костюмы на актерах, какие декорации и есть ли крыша вообще над театром. Это так писали о нем современники. Потому что он сам был театр: это был сумасшедший фанатик, безумно талантливый человек, и он болел театром. Его заносило с его идеями то вправо, то влево, но он всегда искренне верил в то, что он делал!
— Тяжело дались съемки?
— Сложно было в первый съемочный день. Потому что мне, как всегда, «везёт»: в первый день мы снимали мою последнюю сцену в этом проекте. А в первый день обычно трясешься как заяц, потому что мысли путаются. Ты себе что-то напридумывал, нафантазировал в теории, а на практике всё немного иначе: и костюм другой, и декорации. Но перед первым съемочным днем всегда так: ночью не спится даже. А потом уже вживаешься — и плывешь как рыбка, получаешь удовольствие от своей работы… Ещё один момент был, когда мне наш режиссер Егор Анашкин прислал отрывок перевода из «Гамлета» (Мамонт Дальский играл Гамлета. – Прим. авт.) того времени… Как бы лучше объяснить… Как там написано, так не говорят вообще! Когда я увидел этот набор слов, то понял, что это просто невозможно выучить. Казалось бы, кусок небольшой — но выучить этот короткий монолог, этот старый язык, который сейчас не употребим, эти все соединения было практически невозможно! Но я сделал это! Ну и пока я снимался в этой картине, я много крови выпил из семьи…
Терпение дельфинов
— Почему семья страдала?
— Потому что, когда у тебя что-то не получается, когда у тебя в голове только текст, плюс у тебя параллельно — еще два проекта, ты приезжаешь домой только ночью, все постоянно крутится, то появляется нервозность. А твоя семья при этом живет в другом ритме. Ты как сумасшедший прибежал и кричишь: «Где вот тут лежало вот это?!» — «Что лежало?» А что лежало, ты уже и сам забыл! А, паспорт чуть не забыл! И это безумие всегда передается на семью. Поэтому я шучу всегда, что меня в этой жизни терпит только моя семья любимая и, наверное, из всех живых существ — только дельфины. Больше никто не вытерпит, пожив со мной некоторое время! (Смеется.)
— Супруга, получается, привыкла?
— Да, конечно. Выбора у нее не было.
— Ваша дочь Елизавета тоже решила стать актрисой, насколько я знаю.
— Да, она поступала три года — и в итоге Лиза сейчас учится в театральном институте имени Бориса Щукина. У нее потрясающий мастер — Михаил Петрович Семаков. Там прекрасная школа и замечательные педагоги. Дочь делает большие успехи. И я безумно этому рад, всегда стараюсь попасть на ее студенческие спектакли. Последний раз был на показе у нее, когда она играла старуху Мерчуткину по пьесе Чехова «Юбилей». Это надо было отважится, чтобы в 21 год сыграть пожилую женщину! Я примчался быстрее со съемок, в зале уже мест не было, конечно же, я аккуратно постоял в дверях, посмотрел на нее и был очень доволен. Или был еще на вокале. Там тоже гениальный педагог по вокалу. Дочь пела сложные вещи…