Алексей Учитель: «Я везучий человек!»
Юбиляр уходящего года поделился интересными фактами из своей творческой биографии
Уходящий год для известного режиссера Алексея Учителя — юбилейным. 31 августа создателю фильмов «Дневник его жены», «Прогулка», «Край» и «Космос как предчувствие» исполнилось 65 лет.
Под занавес 2016 года Алексей Ефимович вспоминает о своих самых дорогих работах, об актерах, которым дал «путевку в жизнь». И о тех, кому отказал – замирая от ужаса…
Ставка на молодых
Алексею Учителю как режиссеру за годы своего творчества не раз приходилось рисковать, делая ставку на молодых и еще пока никому не известных актеров. Так было и в ленте «Космос как предчувствие», и в картине «Прогулка».
— На картине «Космос как предчувствие» я в последний момент все-таки принял решение снимать вместе с Евгением Мироновым Женю Цыганова, хотя изначально на эту роль был намечен совершенно другой актер, — вспоминает Алексей Ефимович. – И теперь могу сказать, что это было абсолютно правильное решение. Видимо, я везучий человек. (Улыбается.) А вообще я убежден, что кинорежиссеру нужно больше ходить в театр, а мои коллеги это редко делают. Не столько из-за того, чтобы смотреть, как поставлен спектакль, но чтобы почувствовать живую связь с актерами — особенно с теми, с кем дальше собираешься работать. Обязательно нужно увидеть, как они играют в театре. Я практически никогда не снимал актеров, которые работают только в кино. Это мой принцип. Мне кажется, что без театра актер теряет очень многое. И на нашей киностудии «Рок», которую я возглавляю, существует практика: мы смотрим во всех театральных училищах последние курсы, выбираем несколько человек — и «ведем» их дальше. И вот результаты: Ирина Пегова, которая сыграла у меня в «Прогулке», была найдена в «Мастерской Петра Фоменко». Елена Лядова, которая сейчас справедливо знаменита, дебютировала у меня в фильме «Космос как предчувствие» — я увидел ее в дипломном спектакле училища имени Щепкина…
Театр на площадке
Был в биографии Алексея Ефимовича и такой случай, когда в его фильме снималась почти полным составом труппа одного театра – «Мастерская Петра Фоменко».
— Я долгие годы дружил с Петром Наумовичем Фоменко, — вспоминает Учитель. – И когда я снимал в Крыму «Дневник его жены», я общался с ним по телефону и просил отпустить на съемки Галину Тюнину, которую я называю своим талисманом и считаю любимой актрисой. Но Петр Наумович был тверд: «Нет, у нее репетиции». И тут же в сердцах мне бросил: «Вот следующим летом берите весь театр и снимайте!» Я еще не знал, что именно буду снимать, но на всякий случай сказал: «Ловлю вас на слове!» А через некоторое время возникла идея сделать фильм «Прогулка», в которой и Паша Баршак, и Женя Цыганов, и Ира Пегова сыграли свои дебютные роли. Они все были молодыми и играли как раз в этом театре. А все маленькие роли исполняли уже довольно знаменитые актеры, они приезжали на съемки буквально на один-два дня. Одна из сестер Кутеповых в то время родила, у нее был двухмесячный ребенок. И мы были вынуждены каждые два часа прерывать съемку, чтобы она пошла в специальный автобус и покормила малыша. Вот такой получился творческий и азартный эксперимент со съемкой целой труппы в одном фильме.
Платформа для Пеговой
— В «Прогулке» я довольно быстро утвердил Баршака и Цыганова, а вот героиню долго найти не мог, — рассказывает Алексей Ефимович. — Я актерам сказал: «Вам с ней в фильме идти, так что сами и выбирайте!» Что тут началось! Цыганов еще поскромнее: привел парочку актрис — и все. А Баршак приходил поочередно со всеми своими знакомыми. (Улыбается.) Было даже и такое, что он приводил девушку и говорил: «Она, не актриса, на факультете журналистики учится, но очень классная!» (смеется).