Этот потрясающий Николай Караченцов

«Коля всегда торопился жить — как будто ощущал, что у него времени не так много», — о легендарном артисте вспоминают его именитые друзья и коллеги

Николая Караченцова его друзья, родные, близкие люди и поклонники будут помнить всегда, невзирая на даты. Про него они могут говорить бесконечно. Кроме того, что он был красавцем мужчиной и великим актером – он еще и просто был прекрасным человеком с большой и щедрой душой.

Устроить вечер памяти артиста в родном для него «Ленкоме» должны были еще минувшей осенью, ведь именно тогда Николаю Петровичу исполнилось бы 75 лет. Но то мероприятие (а также ряд других) пришлось перенести на более поздний срок – в те дни «Ленком» понес еще одну большую утрату: не стало Марка Захарова, художественного руководителя театра и близкого друга Николая Караченцова.

Театральный роман

В «Ленком» Николай Караченцов пришел сразу после окончания Школы-студии МХАТ еще в 1967 году и был верен этому театру всю свою жизнь. Он играл на сцене вместе с Евгением Леоновым, Инной Чуриковой, Олегом Янковским, Александром Збруевым, Александром Абдуловым и другими легендарными артистами «ленкомовцами».

— Однажды бывший директор «Ленкома» позвонил нам с Глебом (супруг Инны Чуриковой кинорежиссер Глеб Панфилов. – Прим. авт.) в нашу маленькую квартиру, мы были удивлены и обрадованы, — вспоминает о своем знакомстве с Караченцовым Инна Чурикова. —  Он сказал, что посмотрел фильм «Начало» и теперь знает, кто должен играть в новом спектакле с «Тиль» главную женскую роль. Так я была приглашена в театр. В этой же постановке главную мужскую роль исполнял Николай Караченцов. Я не знала про него ничего раньше, мы с ним знакомились и узнавали друг друга постепенно. Когда выпустили этот спектакль, то мир узнал, кто такой Коля Караченцов, потому что это было волшебное исполнение этой роли. Здесь было все, что он скрывал в себе, это был настоящий герой. Это был хулиган, любящий всех женщин мира, который божественно двигался и пел. Это был Коля Караченцов. Я любила этот спектакль. Мы дружили семьями, дружили наши дети. Он был тонкий, удивительный партнер. Он был настоящим товарищем. И все те актеры, с которыми он начинал работать в этом театре – они были его друзьями по жизни. Он не предавал друзей, он был настоящим человеком, в любых ситуациях он бы вместе с ними… Я должна сказать, что больше всего ценила в Караченцове. После каждого спектакля Коля звонил маме. Мама у него периодически находилась в разных зарубежных странах. Она была балериной, была учительницей танцев (Янина Евгеньевна Брунак — балетмейстер-постановщик, ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах в России и Монголии, вела балетное училище и организовала Первый национальный ансамбль Вьетнама, работала в Сирии, Великобритании. – Прим. авт.). Коля рассказывал маме каждый свой день. Меня это потрясало!.. Он всегда торопился жить, и я это чувствовала — как будто ощущал, что у него времени не так много… Я думаю, что талантливые актеры рождаются из талантливых людей…

Незабываемый поцелуй

Николай Караченцов умел быть разным. Для кого-то он – хитрый и коварный гангстер Урри из «Приключений Электроника», для кого-то – непутевый но добрый Василий из «Белых рос», для кого-то – авантюрный, но тоже добрый и чуткий студент Бусыгин из фильма «Старший сын». И для всех вместе — тот самый любимый граф Резанов из рок-оперы «Юнона» и «Авось», и эта роль как будто сама выбрала его, ведь Николай Петрович Караченцов и Николай Петрович Рязанов – полные тезки…

А кто-то помнит его с самого раннего детства, потому что рос рядом.

— В первый раз меня привели на спектакль совсем маленькой девочкой, это был «Золотой ключик», — говорит нам Александра Захарова. — В роли кота Базилио был Николай Петрович Караченцов. Когда я увидела эти усы, очки и услышала этот голос – я была ошарашена и впечатлена. Позже, когда я пришла работать в театр, я сказала ему: «Конечно, я понимаю вашего гениального Тиля и божественные «Юнона и Авось», но котик… Он произвел на меня неизгладимое впечатление!» Надо сказать, что Николай Петрович обладал прекрасным чувством юмора и потом мне часто это напоминал. Прошло какое-от время, и мы с ним встретились в спектакле «Шут Балакирев». Я играла Екатерину I, а Николай Петрович – князя Меньшикова. Во время одного из представлений он — как обычно, по сценарию — наклонился, целовал меня в плечо и что-то говорил. Я поднимаю голову – а усов нет, они лежат у меня на плече! В зале — гробовая тишина, и ни один мускул не дрогнул на его лице. Он так же медленно наклонился к плечу, приклеил усы на место и очень медленно ушел со сцены под длительные бурные аплодисменты…

Единственная любовь

Караченцов был одним из самых востребованных актеров: фильмы, спектакли, множество поклонниц — казалось бы, вот оно, счастье! Но все остановилось в один миг, когда произошла страшная автомобильная авария, в которой Николай Петрович сильно пострадал, едва не простился с жизнью.

— У нас была семья, были гастроли, нам открылась Европа, было много поездок, мы покорили Париж, Нью-Йорк, и вдруг — этот удар! — рассказывает нам супруга артиста актриса «Ленкома» Людмила Поргина. — И жизнь останавливается. Дальше были 14 лет борьбы за жизнь…