Владимир Бортко: «Верьте только себе, и больше никому!»
Такое напутствие дает именитый режиссер молодым коллегам в свое 75-летие
Знаменитый режиссер, лауреат Государственной премии, отмеченный и правительственными наградами, и призами престижных кинофестивалей, сериалы которого «Бандитский Петербург», «Идиот», «Мастер и Маргарита» с замиранием и восторгом смотрела вся страна — Владимир Бортко отмечает 75-летие. А его полнометражные фильмы «Блондинка за углом», «Собачье сердце», «Тарас Бульба» и другие можно смело назвать классикой российского кинематографа. Хотя сам Владимир Владимирович в оценках своего творчества гораздо скромнее — считает, что просто снимал хорошее, правдивое кино. Нам удалось поговорить с режиссером и о его знаменитых кинолентах, и о профессии, и о жизни – в том числе и личной, и даже услышать простую и одновременно удивительную историю его женитьбы, которой вскоре исполнится 50 лет.
Не хватает только бороды
— Владимир Владимирович, многие называют вас классиком отечественного кинематографа…
— Я лично себя классиком не считаю. Я даже без бороды хожу — а у всех классиков она была! (Смеется.) Я просто делал хорошую работу — во всяком случае, мне кажется, что я сделал ее хорошо.
— Есть ли у вас принцип, которому вы следуете всю жизнь?
— Да, есть, пожалуй, такой: говорить в кино только правду. Я, собственно, режиссером и стал именно поэтому. Меня все спрашивали: «Почему ты выбрал именно кино? Почему не театр? Мама у тебя — актриса театра, отец — театральный режиссер». Я вообще изначально хотел выбрать другую профессию, но не срослось. Когда я рос, в 70-е годы, то мне хотелось говорить правду не эзоповым языком. У меня такой принцип: когда мне что-то попадает в руки – я хочу найти ответ на вопрос: «А как это было на самом деле?» Мне хочется показать и рассказать все это людям.
Ходите направо!
— Вы что-то хотели бы в своей жизни исправить, если бы вам вдруг предоставили такую возможность?
— Исправить? Нет. Исправлять особо нечего. Хотя иногда возникают мысли, что что-то надо было сделать не так, а вот так. Пойти, например, не направо, а налево. Кстати, даже эти повороты простые имеют важное значение. Хотите — расскажу историю своей женитьбы?
— Конечно!
— Я со своей супругой живу уже 48 лет, через два года будет уже юбилей – 50 лет. А история нашего знакомства смешная. Я учился в институте, она тоже. И вот у нас была столовая. Войти в нее можно было справа, а можно слева. И я пошел справа — и там на входе сидела моя будущая жена. Так и познакомились, и сейчас уже столько лет вместе. Вот видите, как может измениться жизнь даже, если выбираешь путь вправо или влево. И если бы мне представился снова шанс выбирать — я бы опять пошел тем же путем, тем же коридором! (Смеется.) Хотя, конечно, всякое в нашей в жизни бывало: и ссорились, и мирились… Но испытание на прочность, как видите, прошли…
Признание мастера
— Какой фильм, над которым вы работали, стал для вас самым знаковым?
— Я бы сказал, что все мои фильмы – для меня знаковые. Часто, когда про меня кто-то говорит, то сразу вспоминает: «Ах, какой фильм «Собачье сердце»!» Но я же еще много другого снял. Но именно этот фильм — как значок, и слова-синонимы: Владимир Бортко – «Собачье сердце». Для людей это именно так, а для меня другие мои фильмы имеют большее значение. Например, «Идиот» мне нравится гораздо больше, чем «Собачье сердце», а уж «Тарас Бульба» для меня вообще один из основных фильмов. Есть такие фильмы, которые прошли мимо — они просто давно были сделаны. Например, «Цирк сгорел, и клоуны разбежались». Его мало кто смотрел, но для меня это тоже знаковая работа.
— «Мастер и Маргарита», наверное — самое мистическое произведение. Происходило ли с вами что-то экстраординарное во время съемок фильма по этой классике?
— В мистику я слабо верю. И мистическое было только одно: вот как начался фильм, так он и закончился. Обычно во время съемок бывают различные неприятности, а здесь их, наоборот, не было. Но столькими легендами обросли наши съемки! Например, читал о том, что Олег Басилашвили потерял голос. Но там ничего особенного не было — он просто простудился в самолете, только и всего. Писали, что одна из актрис развелась во время съемок — но она сделала это еще до начала работы в этом фильме. Поэтому я хочу сказать: уважаемые зрители, вы, наверное, сталкивались с чем-то мистическим, а я – нет.
— Кстати, а правда, что изначально в «Мастере и Маргарите» планировали другой актерский состав?
— Да. Изначально этот фильм хотел снимать олигарх Владимир Гусинский – был у нас такой. Он сам меня пригласил работать. Уже были пробы, но его посадили в тюрьму, позже он уехал из страны. Потом съемки возобновились — с другими продюсерами и, конечно, и с другим актерским составом…