Юрий Кара: «Хочу быть всегда на бегу, в работе»

Известный режиссер, прославившийся своим кинодебютом, отмечает 65-летие, обуреваемый грандиозными планами

Дебютный фильм Юрия Кара «Завтра была война» прославил его не только на всю Страну Советов, но на весь мир: он был продан сразу в 48 стран! И режиссер, мечтавший в юности о профессии капитана дальнего плавания, объездил с ним всю планету! Ученик Сергея Герасимова, «с порога» режиссерской профессии так громко заявивший о себе, ожидал, что и дальше так пойдет: от успеха к успеху. Но судьба, казалось, решила испытать его на прочность: далее последовала цепь неудач. При том, что за роль Настасьи Филипповны в его международном проекте «Идиота» бились Шерон Стоун и Настасья Кински! Но фильм так и не был начат. А «Мастер и Маргарита», снятый с неимоверным трудом и вопреки множеству препятствий, в том числе и мистического плана, 17 лет пролежал на полке.

Однако в свой юбилей Юрий Викторович не теряет силы духа и самообладания, признаваясь, что ощущает себя 27-летним, и собирается снимать новую картину – о великом подвиге русских моряков…

«Чувствую себя 27-летним парнем»

— Юрий Викторович, признайтесь: на какой возраст вы себя ощущаете?

— Конечно, если не заглядывать в зеркало, то я чувствую себя тем 27-летним парнем, который пришел во ВГИК, который любил кино и мечтал увидеть когда-нибудь в титрах фразу «постановка Юрия Кара». Конечно, и сейчас не хотелось бы ни на чем останавливаться. Я учился у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. У Сергея Аполлинариевича был такой жизненный принцип: ни за что не хочу прозябать последние годы жизни где-нибудь в больнице — хочу быть всегда на бегу, в работе. Когда-нибудь прекратиться и мой творческий путь, но хотелось бы, чтобы всегда это было в работе, творчестве. Недавно ушедший мой большой друг и очень почитаемый человек, космонавт Георгий Гречко сказал, что к концу жизни понял, в чем её смысл – в творчестве надо творить до конца. И я прислушиваюсь к его словам.

— Как отмечаете юбилей?

— Честно говоря, с большим размахом отмечал только 50-летие. Сейчас уже — только в кругу своих верных друзей, вместе с женой и дочерью.

— Представьте себе, что есть некий молодой человек, который никогда не видел ваших фильмов. Какой бы вы порекомендовали посмотреть, чтобы лучше вас узнать как режиссера?

— Вы знаете, я, может быть, такой странный режиссер: я считаю, что если человек зацикливается на чем-то одном — например, жанре: детективах, мелодрамах — то он становится ремесленником, он повторяет сам себя. Я стараюсь в каждом фильме найти что-то уникальное, создать что-то новое и для меня, и для зрителя. Я стараюсь понимать, что интересно мне — и надеюсь, это будет интересно и зрителю. Все мои фильмы – разные, и у каждого своя история. Например, с кинолентой «Завтра была война» я объездил 48 стран мира. Я в детстве мечтал быть капитаном дальнего плавания, и когда меня не взяли в мореходку из-за зрения – я рыдал! Но с этим фильмом я объездил гораздо больше стран, чем когда бы я был, наверное, капитаном. Интерес во всем мире к нему потрясал. С другой стороны — кинолента «Вор в законе», когда я ее снял, очень понравилась сотрудникам ГАИ: если меня останавливали и меня узнавали — то всегда отпускали…

«Я, наверное — самый нереализованный режиссер»

— Над чем вы сейчас работаете, над какой картиной?

— Уже несколько лет я работаю над, может, одним из самых главных подвигов нашего флота. 1829 год, бой брига «Меркурий» с двумя огромными турецкими линкорами. В те времена еще не было авиаразведки — можно было только подплыть и посмотреть. И вот три маленьких кораблика отправились на разведку — и наткнулись на турецкую эскадру из 14 военных кораблей. Развернулись, чтобы уйти в Севастополь и рассказать об этом, но два оказались быстроходными, а один отстал. И вместо того, чтобы сдаться, они решили сражаться до конца. И они настолько умело воевали, что смогли уйти в Севастополь! Это был очень неравный бой… На данный момент дорабатывается сценарий, ищем спонсоров и финансирование…

— Вы считали, сколько в вашей биографии фильмов?

— Я, наверное — самый нереализованный режиссер. Не то, что — подводя итоги, но оглядываясь назад, посмотрел, что фильмов у меня снято всего десять, а сценариев готовых, которые написаны, лежит еще 20. Многое не сложилось. Хотел снимать «Остров Крым» по Василию Аксенову, но он продал права американцам, и фильма не случилось. Написал сценарий «Пикник на обочине», ездил за правами к Аркадию Стругацкому. Поднялся на 26 этаж, где он жил, и решил поумничать, сказав: как вы высоко живете — близко к Богу, на что он мне ответил: «Мальчик мой, как бы ты высоко ни поднимался, близко к Богу ты не будешь — он у нас внутри». Как вы понимаете, тоже не сложилось… Собирался снимать «Идиота» Федора Достоевского, на роль Настасьи Филипповны была уже утверждена Шерон Стоун, а Настасья Кински просила отдать этого персонажа ей, так как папа назвал ее в честь этой героини. Но и тут у нас были проблемы, съемки не состоялись… К сожалению, как видите, тяжело у меня идет с реализацией…

«На вопрос: «А ты не боишься?» — я дерзко ответил: «Нет!»

— Какие подводные камни обнаружились, когда вы снимали фильм «Мастер и Маргарита», ведь он пролежал на полке больше 15 лет?

— Спасибо за вопрос. Тема болезненная для меня. Потому что действительно делаешь для того, чтобы люди это видели, и когда так долго фильм не выходит на экраны, ты переживаешь. Когда я начинал работу, мне было 35 лет — такой молодой нахальный человек. Ко мне подошла Паола Дмитриевна Волкова, наш преподаватель по истории искусств, и спросила: «А ты не боишься?» Я дерзко ответил: «Нет!» — потому что не подозревал, что меня ждет впереди…