Жизнь как песня
В сериале «Хор» телезрителям расскажут о времени, о народе, о трудном пути к мечте
Сериал «Хор» по праву можно назвать одним и самых долгожданных проектов Первого канала: по стечению обстоятельств картина шесть лет пролежала на полке. За это время Олег Чугунов, сыгравший главную роль – юного солиста главного детского хора страны – вырос и стал одним из самых известных и популярных молодых актеров. Но кино имеет такое волшебное свойство: оно умеет останавливать время и даже поворачивать его вспять. И нынешним поклонникам и поклонницам Олега будет вдвойне интересно посмотреть его в одной из главных детских ролей в довольно солидной уже актерской биографии… Его герой в фильме «Хор» – талантливый мальчик, живущий любовью к пению и проходящий через множество испытаний на своем пути к вершинам мастерства и известности. Сериал вдохновлен реальной историей Сергея Парамонова, которого в 70-е годы знала и любила вся страна. Кроме Олега Чугунова, фильме снимались, Сергей Голомазов, Павел Баршак, Михаил Жигалов, Ольга Волкова, Анастасия Микульчина, Александр Галибин и еще много других любимых артистов. Автором идеи сериала, соавтором сценария ив итоге режиссером картины стала Алена Райнер. А одну из ролей сыграл Николай Басков…
Хор как отражение времени
Итак, напомним зрителям про главного героя картины, прообразом которого был Сергей Парамонов – в фильме его зовут Юра Соловьев. Талантливый мальчик без всякого музыкального образования сумел стать солистом главного советского детского хора — Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Этот коллектив возглавлял Виктор Сергеевич Попов, именем которого сейчас названа Академия хорового искусства в Москве. Ее ученики исполнили песни «Погоня», «Песенка крокодила Гены», «Трус не играет в хоккей», «Вместе весело шагать», «Орлята учатся летать», «Идет солдат по городу», «Взвейтесь кострами» и другие вневременные хиты.
В 12 сериях «Хора» есть и любовный треугольник, и реквием по отголоскам большой войны, и бюрократы-чиновники. И детство, в котором с преувеличением воспринимаются обиды, как и чрезмерно восторженно похвалы, но в котором более всего веришь в исполнение собственной мечты. «Хор» — об этом. Как определила сама режиссер Алена Райнер: «Это взрослое кино про маленьких людей».
Несмотря на то, что некоторые зрители, вероятно, найдут в этой истории намеки на Большой детский хор им. В. С. Попова, создатели сериала призывают не искать в «Хоре» реальных героев: все персонажи – это отсылки к собирательным образам, сравнивать их с какими-то историческими личностями не нужно.
— «Хор» – эпическая картина, потому что он — про время. Это энциклопедия музыки того времени, — говорит Алена Райнер. — Я изначально предложила продюсерам концепцию, что понятие «хор» – это созвучие разных голосов, разных тем, разных возрастов, разных социальных групп общества, которые звучат вместе и создают многоголосие жизни. В итоге эта концепция и осталась. Мы взяли определенное время, какие-то его опорные точки — но по большей части мы рассуждали о теме детей и родителей, дедушек и бабушек. Тема сосуществования разных поколений, того, как они себя ощущают все вместе. Они вместе и каждое из них по отдельности интересны, но по-настоящему они звучат только тогда, когда звучат вместе. И у нас в «Хоре» собраны не прототипы, а архетипические собирательные образы. Конечно же, есть известные ребята, которые были звездами советских хоров, в том числе и Сережа Парамонов, но мы еще и про многих других мальчиков и девочек читали, смотрели и слушали. А потом, на основе изученного материала, и постарались создать собирательный образ хориста и его судьбы…
Долгожданная премьера
В актерском кастинге, который продолжался восемь месяцев, поучаствовали порядка трех с половиной тысяч детей.
— В сценарии — больше 20 детских ролей с совершенно «не детскими» задачами, — рассказывает Алена Райнер. — Мы ходили по школам, театральным студиям, музыкальным школам… Найти ребенка с подходящими качествами, необходимыми для кино, а тем более для сериала, очень непросто. Ведь дети-актеры не играют, а проживают ситуацию в кадре. Нам надо было найти работоспособных, вдумчивых и, главное, мотивированных детей…