Татьяна Устинова: «Самые главные в жизни — три вещи…»
Какие именно – об этом нам по секрету (и не только об этом) рассказала знаменитая писательница и телеведущая
Татьяна Устинова четверть века ведет различные телепередачи и даже награждена главной российской телепремией ТЭФИ. Но все-таки большинство россиян знают ее как автора детективов. В ее авторском портфеле – более 60-ти романов (некоторые – в соавторстве с известным адвокатом Павлом Астаховым), по которым около полусотни фильмов и сериалов. Недавно в одном из столичных издательств вышел ее новый остросюжетный роман «Судьба по книге перемен», с вопросов о нем и началась наше беседа с популярной писательницей. А дальше пошел разговор о творчестве и о мистике, о жизни и о судьбе…
«Это похоже на правду!»
— Татьяна Витальевна, расскажите пожалуйста о новой книге. Насколько я знаю, вы вернулись к персонажу, о котором не писали почти четыре года.
— «Судьба по книге перемен» вышла совсем недавно. Героиня Маня Поливанова очень мне нравится. Она пишет детективы и по ходу пьесы расследует самые разные истории. Я к ней действительно не возвращалась года четыре. Почему? Не могу ответить на этот вопрос. А написала о ней снова, потому что соскучилась по ней. На мой взгляд, она очень симпатичная, и нам с ней легко поладить. Потому что у каждого автора свои отношения с героями. Всем это известно. Я всю жизнь думала, что только у больших авторов, у настоящих — сложные отношения с героями. Как известно, Лев Толстой решительно не знал, куда деть князя Андрея, который совершенно вышел из-под его влияния, и ему пришлось его укокошить очень странным для штабного офицера способом. И мы все это знаем, читали «Войну и мир». Но мне со своей героиней как раз наоборот – легко…
— Истории в книгах берете из жизни — или полностью придумываете?
— Конечно, придумываю. Если говорить о детективе, то там так происходит. Например, криминальные истории в жизни такие: мужик пошел в магазин, встретил там друга, с которым когда-то служил в армии, они купили водки, пошли домой, там напились, подрались и один убил другого. Об этом писать не имеет никакого смысла. У меня же в книжках как: романы, дачи, дедушкины завещания, и так далее. Это фабула, и она, конечно, придумывается. Это авторская выдумка. Но все детали, которые присутствуют в том или ином романе — они все, конечно, настоящие. Например, чтобы написать историю о том, как работает боевая группа службы внешней разведки, нужно это изучить. И я нашла людей, которые мне рассказали и показали то, что можно было показать. Иначе я просто напишу глупости. И вот я теперь знаю, что эта боевая группа — именно боевая — обычно состоит из четырех человек: в ней есть командир, аналитик, обязательно есть врач и снайпер. Если это не расскажут люди, которые это знают, ты этого никогда не узнаешь. Поэтому все эти детали поясняются, я консультируюсь… И для меня самая высшая похвала — когда кто-нибудь звонит и говорит: «Это похоже на правду!»
Автор на съемочной площадке
— По вашим книгам было много экранизаций. Есть любимые? Все попадают в тот образ, который вы описываете?
— Несовпадений больше, конечно, чем совпадений. Самое чудовищное несовпадение было с героем Тимофеем Кольцовым. Он такой богатый человек, политик, огромный мужик, «шкаф» в очках, лысый. А в кино его играет Игорь Лифанов. Но тут уже как есть… 100-процентное попадание — это попадание Эвклида Кюрдзидиса в романе «Мой личный враг». Мне нравится эта экранизация. Или «С небес на землю» и все, что снято про Маню Поливанову. Ее играет Кристина Бабушкина, и это тоже 100-процентное попадание. И Павел Трубинер тоже отлично сыграл. И хотя его героя я представляла совершенно иначе, но все равно мне это понравилось. Кстати, это все сказки, что автор принимает какое-то участие в создании фильма. Автора на площадке никто не любит, потому что он будет стоять и нудеть, что все не так, что у меня в романе лето, а у вас метель, а почему вы снимаете в Выборге, когда у меня в романе ясно написано, что все происходит в Ижевске. Это абсолютно нормально. С некоторого времени я перестала проситься на съемки, потому что все продюсеры делают вид, что они меня «очень любят», а потом… Например, говорят: «Конечно, приезжайте на съемку. Мы снимаем в Ярославле 16 ноября». И вот накануне я звоню сообщить, что готова приехать — и мне в ответ: «Куда приехать? Мы все уже сняли 13 ноября». И когда так повторилось пять раз, я поняла, что мне там нечего делать, и перестала отчаянно стремиться принять участие в съемках…