Александр Васильев: «Если говорить о моде — то русский стиль всегда в моде зимой»
Историк моды рассказал много интересного и неизвестного про «советский стиль» в одежде, «русский стиль» в мировой моде и дал очень ценный совет
Александр Васильев широко известен как ведущий шоу Первого канала «Модный приговор». Но мало кто знает, что это лишь «видимая часть айсберга». На самом деле Александр Александрович широко известен и уважаем среди специалистов как историк моды, искусствовед, театральный художник, дизайнер интерьеров. Он почетный член Российской академии художеств и обладатель одной из самых обширных в мире коллекций одежды. Ему доверяли и доверяют свои самые дорогие вещи мировые звезды искусства первой величины, к его мнению прислушиваются ведущие эксперты мира в области стиля, моды и красоты. И он охотно делится своими глубочайшими и широчайшими познаниями и с академиками, и с простыми людьми, далекими от всех этих высоких материй. С ним всегда интересно поговорить на разные темы. На сей раз поводом для разговора стала его новая книга «Без ретуши. Советский стиль». Александр Александрович рассказал, какие открытия он сделал, собирая материал для книги, а попутно сообщил много интересного про редчайшие экспонаты из собственной обширнейшей коллекции раритетов, и про «интеллектуальное воровство», и даже немного приоткрыл тайну: чем он хочет удивить нас в новом году.
Стиль без ретуши
— Александр Александрович, расскажите немного о вашей новой книге…
— В этой книге собраны фотографии из советской жизни, которые ранее не публиковались. В этом году у нас очень веселый, а для кого-то грустный юбилей. Знаете, какой? Ровно 30 лет, как сгинула советская власть. Но это же часть нашей истории. Почему же в этой связи мы говорим именно про стиль? Потому что я не политолог — я историк моды. И меня это действительно сильно волнует. Большинство советских фотографий, который выходили в печать, подвергались ретуши — потому что качество фотографии было часто очень слабым, и многие, чтобы усилить их качество, подрисовывались. Черное делали более черным, белое – более светлым, делали более выразительные взгляды. Так как у нас страна была с плановым хозяйством, то фотографы очень экономили на пленке, и им разрешали делать не более двух кадров одной и той же позиции. Если снимали артистку, то ее можно было щелкнуть ровно два раза. А если она плохо выглядела — то уже как вышла… И вот кадры, которые собраны в этой книге – это в основном кадры не советских фотографов, а зарубежных, которые работали для иностранной прессы. Вы знаете, что Советский Союз был супердержавой. И, естественно, в супердержаву приезжали корреспонденты из Америки, Германии — до войны, Италии, Швеции, Англии и так далее. Естественно, все они хотели запечатлеть: что за феноменальное такое государство, как здесь люди живут, питаются, отдыхают, одеваются, занимаются спортом, как празднуют, что строят. Они воспринимали все это как новинку. И не могу сказать, что они были предвзяты. Я перебрал если не тысячи, то точно многие сотни фотографий, и у меня не было впечатления, что они снимали как-то исподтишка или с подвохом. Просто если была очередь — они снимали очередь, если было написано: «Пива нет», — они снимали «пива нет». Такие простые вещи, которые нам кажутся обыденностью, а в советской печати не нужно было об этом говорить, потому что у нас не любили «пораженческую позицию». Еще хочу отметить, что я выражаю свое личное мнение об этом периоде, которое может быть субъективным…