Аскольд Запашный: «Я вам могу столько интересного рассказать — на сто фильмов хватит!»

Цирковой артист в четвертом поколении, представитель знаменитой цирковой династии Запашных приоткрыл завесу тайн цирковой жизни

В данный момент официальная должность Аскольда Запашного – художественный руководитель Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского. Где директором, между прочим — его родной брат Эдгард запашный. Но Аскольд не просто «художественно руководит» — он еще продолжает работать дрессировщиком хищников, и у него на счету — множество связанных с этим мировых рекордов. И немало самых разных проектов, в том числе и телевизионных. Так, семь лет назад они с Эдгардом принимали самое непосредственное отношение в съемках сериале «Маргарита Назарова» — о знаменитой цирковой артистке – укротительнице тигров (именно ее талант позволил снять легендарный фильм «Полосатый рейс»). А сейчас Аскольд и Эдгард Запашные снимаются в сериале «Сальто-Мортале» для телеканала СТС, где браться сыграли самих себя, а Эдгард Запашный, кроме всего прочего, является сопродюсером проекта. Нам удалось побеседовать с Аскольдом Запашным и об этом проекте, и о цирке, и о многом другом…

Вот такое «Сальто-Мортале»

— Аскольд, что бы вы хотели увидеть в сериале «Сальто-Мортале»? Ведь главное действие происходит именно в цирке.

— Лучше скажу, чего я не хотел бы увидеть. Например, шаблонное представление о цирке. Потому что телевидение и кино, к сожалению, грешат использованием стереотипов — как, например, россиян в иностранных фильмах до сих пор могут показывать с медведями, балалайками и в шапках ушанках. Мы это смотрим — и нам это дико! То же самое касается определенных профессий. Снимите, например, «классическое» кино про спортсменов — и они вам скажут, что так не бывает. И вот такие штампы мешают и цирку — мешают его развитию в целом. Получается, что огромное число людей не ходят в цирк из-за того, что они представляют себе цирк именно таким, каким его показали в кино. У нас много лет назад был такой пример. Для одного телеканала делали телевизионный сериал про цирк. И когда они пришли снимать к нам в цирк — они нас учили, как нам работать на манеже. Они нам говорили: «Нет, так не делайте! Вам надо репетировать так, чтобы вот здесь медведь стоял, а здесь кто-то летал, а вот здесь – кто-то прыгал». А мы им поясняли, что так делать нельзя по технике безопасности. Вообще мне хотелось бы, чтобы про цирк снимали гораздо больше художественных фильмов — как это было в Советском Союзе. Потому что существует огромная информационная пропасть. Из последних фильмов, которые были о цирке, я могу назвать «Воды слонам» и еще несколько. Но все они — не про сегодняшний цирк. Современный цирк для кинематографа как будто неинтересен — потому что непонятен. А в цирке присутствует и человеческая драма, здесь есть и политика, и много патриотизма, и немало индивидуальных человеческих достижений. Цирк – это великое искусство, и оно многогранно. И хотелось бы, чтобы это было, как в советское время: когда были фильмы и про клоунов — и про их судьбу, в том числе и драматическую, и когда бы цирковые артисты играли вместе со своими животными — как тот же «Полосатый рейс», и так далее… Это работает на другую идею, чем просто напомнить людям о цирке.

«Травмы – это обыденность»

— Но цирк — это еще и травмы… Вы тоже их получали, подсчитывали, сколько раз?

— Не подсчитываю. Потому что травмы для нас — это обыденность. Дай Бог, чтобы не было таких травм, которые заканчивают карьеру или жизнь. Это просто разговор о судьбах. В цирках очень много разных судеб. И очень много необычных людей. Вот что хочется показать. Есть у нас такая задумка — и думаю, что в ближайшее время она реализуется: фильм про судьбу дрессировщика Виталия Смоленца, который не в цирке потерял ноги. Он работал со львами. И во время своего переезда между городами спасал человека. Виталий увидел на дороге аварию и лежащего в снегу человека. Он остановил свою машину, выбежал, чтобы помочь. Но сам получил травмы – проезжавшей мимо фурой ему перебило ноги. Дрессировщик, спасая человека, лишился обеих ног. И Виталий продолжил свою профессию: работал в клетке с двумя ампутированными ногами. Удивительная судьба!.. И таких историй — великое множество: про судьбы людей, которые теряли родных, про то, каким образом они существовали в рамках международного цирка, про взаимосвязи дочки Брежнева с цирковыми артистами, и так далее…