Екатерина Дубакина: «Я не советую детям и подросткам сниматься»
Маша, старшая дочка Максима Шаталина из легендарного сериала «Моя прекрасная няня», выросла, стала известной актрисой и создала свой театр
Все, кто помнит телехит 15-летней давности «Моя прекрасная няня», конечно же помнят не только супер-няню в исполнении Анастасии Заворотнюк, но и ее подопечных, детей продюсера Максима Шаталина – Машу, Дениса и Ксюшу. И многим до сих пор интересно, что стало с «детьми Шаталина». И у нас есть возможность в какой-то степени удовлетворить этот интерес: нам удалось встретиться и поговорить с актрисой Екатериной Дубакиной, сыгравшей Машу, старшую дочь главного героя. За время после сериала она закончила театральный институт, играла в Театре на Малой Бронной, снялась в сериалах «Света с того света», «Метод», «Немного не в себе», «Красивая жизнь», «Про Веру» и других (а на телеканале «Dомашний» сейчас — премьера сериала «Только по любви» с ее участием). А год назад Екатерина создала свой театр ТДМ — Театр «Дело Молодых». Обо вспем этом нам и удалось поговорить с опытной актрисой и начинающим театральным режиссером.
«Няня» осталась в прошлом
— Екатерина, когда-то давно вы хотели стать журналистом и даже делали материал для московской газеты о поступлении в творческий вуз. Почему все-таки в итоге пошли в театральный? Не хочется иногда что-то написать, провести журналистское расследование? Не жалеете о своём выборе?
— Это был мой своеобразный протест против актерской профессии — тогда съемки в сериале «Моя прекрасная няня» посеяли сомнения: хочу ли я быть актрисой? Но потом все-таки поняла, что для меня важнее. Я — очень театральный человек, и мне нужно было идти и учиться этому делу. И я ни разу не пожалела о том, какое образование получила. Театр для меня — это бесконечное путешествие, исследование. И главное в этом путешествии — тема, о которой ты хочешь поговорить со зрителем. А писать – скорее, не мое… Вот инсценировку сделать — да, это интересно. Но мои инструменты все-таки другие…
— Перед поступлением в институт вы уже были известны как героиня сериала «Моя прекрасная няня». Это мешало или помогало? Пришлось ли переучиваться?
— Я ничего такого не умела, чтобы переучиваться. Для зрителей это скорее было чем-то значимым – многие, наверное, думали, что я ощущаю себя звездой, хотя на деле все как раз было наоборот: я была очень неуверенная в себе…
— Пришлось ли потом «освобождаться» от образа Маши Шаталиной? Хотелось его забыть — или съемки в сериале помогли потом в жизни, в профессии?
— Честно говоря, мне кажется, у Маши не было какого-то уникального, выстроенного мною образа. Я вообще не считаю ту работу по-актерски интересной. Мне в том моем возрасте (14-16 лет — на этот период пришлись первые 100 серий; во втором сезоне было около 20 серий, и снимались они с перерывом в несколько лет, на тот момент Екатерине уже было 19. – Прим. авт.) трудно было справляться со всем этим взрослым миром, ориентироваться в нем и в этой работе. Я не советую детям и подросткам сниматься – сначала нужно окрепнуть, повзрослеть и поучиться все же в институте. От шлейфа этой роли, конечно, хотелось бы избавиться. У меня — уже совсем другая жизнь: я выпустила 18 спектаклей в государственных театрах, поставила как режиссер три спектакля. Мне больше интересна эта часть моей жизни. Но театр — не телевидение. Я понимаю: туда ходит меньшее количество людей, поэтому я у всех ассоциируюсь с сериалами, а не с театральной деятельностью, которой занимаюсь уже много лет…
«Страшно не было»
— Помните свой первый выход на сцену? Что было страшнее всего?
— Не помню. Это было в далеком детстве в театральной студии в столичном районе Новогиреево. Но точно помню, что страшно не было — было интересно.
— Чем отличается актёр театра от актёра кино? И где вам комфортней: на съемочной площадке или на сцене?
— В театре все происходит здесь и сейчас, в присутствии зрителя. И «оптика» другая — расстояние между актером и зрителем сильно увеличивается. И нет дублей. В кино расстояние уменьшается: камера — а, следовательно, потом и зритель — очень близки к тебе, но контакта со зрителем нет, ты его не можешь почувствовать… Что лично меня всегда привлекало в театре – стилизация. Театр — условное пространство, там можно докручивать жанр до предела. В кино мы редко видим сверхострое и утрированное существование артистов. Но мне комфортно и там, и там.
— Почему вы решили создать свой театр? Вы учились на режиссёра?
— Я училась в ГИТИСе на режиссерском факультете в актерской группе. С режиссерами мы проходили практическую режиссуру. Потом я пошла в лабораторию-мастерскую индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова (художественный руководитель электротеатра «Станиславский». – Прим. авт.) и училась там, так что диплом режиссерский у меня есть. А идея о создании театра пришла после созданных мною спектаклей в государственном театре. Потом, когда репетировали спектакль «Марьино Поле», я поняла, что нужно создавать независимый театр. Так и появился ТДМ — Театр «Дело Молодых».
— В вашей фильмографии есть фильм-спектакль «Тартюф». Для актеров это спектакль, который снимают — или фильм в стиле спектакля?
— Это спектакль, который шел восемь лет в Театре на Малой Бронной. Телеканал «Культура» создавал золотую коллекцию спектаклей, и потому засняли «Тартюфа». Главную роль играл Виктор Иванович Сухоруков. И я счастлива, что мы познакомились с ним. Для меня Виктор Иванович — человек-театр. Я всегда говорю, что он — самый молодой и энергичный артист. Все разговоры с ним помню, все его советы … Большое счастье было для меня, когда Виктор Иванович пришел на мой режиссерский спектакль и очень его похвалил. Для меня это было очень важно!
— Ваша роль мечты в кино?
— Острохарактерный яркий персонаж. Не дают, честно говоря, в этом направлении мне развернуться! В театре были такие возможности, а вот в кино — совсем нет…