Софья Шуткина: «Этот проект стал для меня судьбоносным»
Исполнительница главной роли в сериале «На краю» откровенно рассказала о самом важном
Сериал «На краю» кинокомпании «Русское», показ которого стартовал на телеканале «Россия», поднимает страшную и злободневную тему. Российские девушки в поисках любви лучшей доли попадают в Халифат. Не надо даже объяснять и доказывать, что сценарий основан на реальных событиях – у всех еще в памяти громкая история с московской студенткой Варварой Карауловой, которую чудом удалось отловить на пути в Исламское государство. И герои картины – самые обычные люди, далекие от политики, исламского фундаментализма и прочих «высоких материй». По сути это всего лишь «истории любви», которые привели девушек в реальный ад, созданный радикалами на сирийской земле. О том, как шла работа над проектом, какие были трудности и что особенно хотелось донести до зрителя, нам рассказала исполнительница одной из главных ролей в сериале «На краю» Софья Шуткина, которую многие зрители узнали и полюбили по сериалу «Молодежка».
— Софья, как проходили съемки сериала «На краю»? Насколько известно, часть проекта снималась в Египте?
— Когда снимаешься вне дома, в условиях экспедиции, это всегда намного интереснее, но и экстремальнее. А уж тем более — когда снимаешься практически на другом конце света: в Каире. Это и другой климат, и совершенно другой режим – и, соответственно, твой распорядок дня тоже. Не говоря уже о том, что видеть пальмы в ноябре или декабре – это в принципе не очень привычно для нас, россиян, и к этому тоже нужно было адаптироваться… Про себя я точно могу сказать, что это был самый долгожданный проект моей жизни.
— Чемодан долго собирали в экспедицию? Или примерно знали, что вас ждет и что необходимо взять с собой?
— Я взяла с собой удобные спортивные костюмы — потому что, когда много работаешь, хочется, чтобы было максимально комфортно. Все, что мы делали во время съемок — например, носили хиджабы — хотелось компенсировать удобной одеждой. Я брала ещё книги и привычные косметические средства, потому что никогда не знаешь, с чем столкнешься в поездке, и что у тебя будет в доступе из привычных вещей.
— Что было сложного в физическом плане? Нагрузки, или жара, может быть, непривычная?
— Жары особенной не было, и акклиматизация была минимальной, потому что днем температура поднималась до 20 градусов, а ночью опускалась градусов до 12. Днем было максимально комфортно. И даже холодный ветер был иногда — с Сахары. Сложно оказалось работать в пустыне. К песку нужно привыкать, ходить, ползать по нему. И он потом повсюду – в волосах, в одежде, на зубах. Обедаешь — и чувствуешь, как у тебя на зубах похрустывает песок. Это даже забавно… К проекту я начала готовиться заранее и успела выработать подходящий режим. Потому что в Египте — очень короткий световой день, и в четыре часа дня солнце уже заходит. Нам приходилось вставать в пять утра, чтобы к семи приехать на съёмочную площадку. И теперь я очень благодарна этому проекту, потому что до сих пор живу в этом режиме. Вставать в пять утра – это огромное удовольствие! Я уловила этот энергетический заряд, который можно получить только когда ты рано ложишься и рано встаешь.
— Кто рано встает, тому Бог подает – так еще говорят…
— Думаю, что так и есть! (Смеется.)
— Местные люди в вашем окружении знали, о чем вы снимаете фильм?
— Мы жили очень изолированно: отель был на окраине Каира, в 10-15 минутах от пирамид. Территория отеля большая, и в целях безопасности было много охраны. Поэтому с местными людьми, которые не связаны с кино, мы не сталкивались. Но у нас работало много актеров массовых сцен — они как раз местные. Им, конечно, сообщали, о чем фильм. Эта тема – она острая для всех. К терроризму во всех странах отношение одинаковое. У нас был момент, когда мы снимали в пустыне. И нам сказали, что где-то недалеко проводятся военные учения, и танки будут проезжать мимо нас. И на это время нам нужно снять с грузовиков флаги запрещенного Исламского государства, потому что, мало ли – люди мимо едут на танке, попробуй успей им вот так с ходу объяснить, что тут происходит… Еще мы снимали на действующей военной базе, и людям пришлось объяснять, о чем фильм. Потому что, когда пятьдесят актеров массовых сцен ходят в военной форме с определенной символикой — посторонним людям как-то неспокойно становится…
— Для вас сериал «На краю» — он о чем?
— Он о том, о чем сегодня нужно громко говорить. Я изучила много материала по теме, и поняла, насколько это масштабная проблема: вербовка девушек в ИГИЛ. Мы думаем, что это так далеко и экзотично, что нас точно никогда не коснется. Но, увы, это не так — это слишком все близко, чтобы делать вид, что этого не существует. Повторю, что сериал снят на реальных событиях. И таких историй – тысячи: когда девушки в поисках лучшей жизни, любви и счастья просто не понимают, куда и на что идут. По своей глупости, неопытности… Поэтому нужно рассказывать, что все это есть, и это рядом, в нашем 21-м веке, и в этом нет никакой любовной романтики. Это страшный режим, в существование которого нам, свободным людям, сложно поверить. Но попадают в эти страшные ситуации и российские девушки – это факт. И еще это фильм о людях, о мечтах и желаниях — иногда слепых… У каждого героя в сериале – своя неповторимая история. История человека, который узнает, что его дочь — в руках террористов. И история самой девушки. История ее возлюбленного, который понимает, куда его девушка попала. То есть, у каждого персонажа – своя личная трагедия. Поэтому я считаю, что это кино – про человеческие судьбы в современном мире.
— Расскажите о вашей героине Кате. Судя по фото со съемок – это отважная девушка. Как же она оказалась в руках террористов?
— Изначально был написан немного другой образ моей героини – такая немного примитивная провинциальная девушка. А в итоге получилась героиня, которая, мечтая о лучшей жизни, совершает огромную ошибку — но благодаря своему умению приспосабливаться к обстоятельствам, быстро ориентироваться остается живой. Оказавшись там, Катя быстро понимает, где она и что ее ждет. И что у нее единственный выход, чтобы ее сегодня-завтра не убили — найти подход к определенному человеку… То есть, она оказалась далеко не примитивной провинциальной героиней, не дурочкой. Просто эту девочку из глубинки подвели мечты о лучшей жизни. Она встречает, как ей кажется, своего возлюбленного – иностранца, который делает ей предложение, приглашает ее к себе. Она едет — и только уже на месте понимает, куда попала… Наверное, такие ситуации чаще все же ломают людей. Но Катю не сломала…