Виталий Коваленко: «Первое, что пришло на ум — не браться за эту роль»

Артист, сыгравший Михаила Горбачева в сериале «ГДР» на НТВ – об этой роли и о других своих ролях, о творчестве и о личной жизни

Виталий Коваленко в Москве редкий гость – живет он в Санкт-Петербурге, где регулярно выходит на театральные подмостки, а в остальное время активно снимается в фильмах и сериалах. Достаточно сказать, что всего за два десятка лет его кинокарьеры в его фильмографии уже более 130 ролей. И в данный момент фильмы с его участием идут одновременно в эфире сразу двух федеральных телеканалов на НТВ – «ГДР», а на Первом канале – «Союз спасения. Время гнева», где он играет сына императора Павла – Великого князя Константина Павловича. Нам удалось поговорить с актером и об этих, и о других ролях и еще о многом другом, в том числе и о личном..  

Сыграть Горбачева

— Виталий, вы сразу согласились сыграть роль Михаила Горбачева в сериале «ГДР»? Это ведь большая ответственность!

— Конечно, это очень ответственно. Первое, что пришло на ум — не браться за эту роль. Потому что это персонаж, который у всех в памяти. Но для меня важны и принципиальны были несколько моментов. В первую очередь, конечно же — объем роли, который мне был предоставлен. Не в смысле количества съемочных дней, а объем внутренний: то, что происходит с персонажем «в долгую». То есть, длинная сюжетная линия, которая достаточно хорошо и подробно выписана. Чтобы можно было прикоснуться к объему исторической личности в рамках данного художественного проекта…

— Можно сказать, что эта роль для вас была своего рода вызовом?

— Естественно, это вызов. Это такого масштаба личность, которая для каждого из нас, особенно для старшего поколения, очень знаковая, это личность, которая повлияла на нашу жизнь. Знаковая личность и для каждого жителя нашей страны, и для ближнего зарубежья, и для всего мира…

— Как готовились к этой роли?

— Смотрел документальные хроники, читал книгу его воспоминаний, восстанавливал для себя какую-то хронологию событий, которая там происходила. Пытался понять, что, почему и зачем происходило — с учетом дат принятия тех или иных решений. Чтобы представлять, как менялся этот человек в период с 1986 по 1991 год внутри себя, и как менялось восприятие его в обществе. Например, в 1986 году очарование им было великое. А в 1989 году он — уже совершенно другой человек, касаемо его внутреннего стержня, характера. Где-то он понимал, что обманывается, где-то считал, что идет правильной дорогой… Естественно, я пробовал примерять на себя его психофизику. Представлял себе, как бы он, например, говорил с теми людьми, с которыми никогда не встречался…

— Сложно было входить в образ?

— Очень сложно. Лишь где-то в середине сериала я перестал себя контролировать: думать о том, как я говорю, как я хожу и так далее… Когда я стал не пытаться ходить как персонаж, а стал думать как персонаж, не обращая внимания на тип речи, на психофизику…

— А что насчет грима?

— Мы отказались от пластического грима, потому что поняли в процессе съемок, что не добьемся нужного результата. И какие-то сцены даже пришлось переснимать… Мы не очень добились, как я думаю, портретного сходства, но такой задачи и не было. Надо было показать цельный художественный образ в привязка к историческому персонажу. Правда, в данном случае это не тот исторический персонаж, который жил 100, 200 или 300 лет назад и о котором мы знаем из учебника истории — мы являемся его современниками, мы все жили с ним в одно время…

— Вот именно поэтому может быть от зрителей много критики, потому что многие из нас — его современники, хорошо помнят его… Не было волнений на этот счет?

— В этом смысле, я считаю, зритель имеет на это право. Потому что он либо смотрит, либо нет, либо он заражается историей, либо нет. Он может спорить с персонажем, роль которого я исполняю, или соглашаться с ним, он может быть солидарен с ним в чем-то, а может полностью отторгать. И если зритель скажет: «Ну, какой это Горбачев?! Коваленко играет плохо!» — то он имеет на это право. Но лучше отстраниться от воспоминаний о реальном Горбачеве и воспринимать персонажа, исполненного мною, в рамках этой показанной нами истории. Конечно же, я переживаю, я очень трепетно отношусь к восприятию зрителем моей работы, и взявшись за исполнение роли этого человека, я понимаю всю меру моей ответственности. И негативные оценки моей работы наверняка будут, это неизбежно, и это нормально, и к этому надо относиться спокойно. Но для того, чтобы давать объективную оценку, надо посмотреть весь сериал, весь этот образ в его развитии, а не судить по одной или двум сериям. Я как раз очень хотел и старался протянуть эту роль в ее динамике до конца, до финальной серии. Только во всем этом пути, в полном объеме можно оценивать мою работу…