Андрей Кончаловский: «Жизнь слишком коротка, чтобы заниматься тем, что ты ненавидишь»

Российский режиссёр с мировым именем и философским умом, отмечая свое 85-летие, делится мыслями о жизни, о таланте и о любви

Андрей Кончаловский – очень разносторонняя личность: он и режиссёр, и сценарист, и писатель, и общественный деятель. Народный артист России. Его первая полнометражная картина «Первый учитель» была отмечена на Венецианском фестивале. Его «Романс о влюбленных» стал культовым в СССР, его «Сибириада» получила Гран-при в Каннах, а сравнительно недавно снятый «Рай» собрал целый букет престижных российских кинонаград. Он успел поработать и в Голливуде, где снял несколько кинохитов с тамошними звездами первой величины («Поезд-беглец», «Танго и Кэш» и ряд других картин). И в свои 85 лет он не спешит почивать на заслуженных лаврах, а трудится на пределе сил: ставит спектакли и снимает новые кинокартины. Обладатель энциклопедических знаний и философского ума, он готов вести глубокие разговоры на любые темы, причем с любым человеком – от простого тракториста до академика. И предельно внимательно слушает собеседника, и искренне отвечает на любые вопросы…

Наследственность

Андрей Кончаловский родился в семье известных писателей Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской. Изначально маленькому Андрею прочили совсем другую карьеру – музыкальную. Он окончил Центральную музыкальную школу, потом музыкальное училище при Московской консерватории, а позже учился в Московской консерватории по классу фортепьяно. Но не окончил его. Андрея Кончаловского увлёк кинематограф, и он поступил на режиссёрский факультет ВГИКа в мастерскую Михаила Ромма.

— Это, наверное, самое главное событие в твоей жизни – когда ты понял свое призвание, — рассуждает Андрей Сергеевич. — К сожалению, большинство людей этим вопросом не задаются. А даже если задаются, то им не везет, и они не находят, зачем пришли в этот мир. Поэтому если ты будешь серьезно задумываться над этим и непрерывно искать — то, может быть, тебе повезет. А, может быть, и нет — здесь гарантий нет никаких… Но есть как минимум один признак, который поможет тебе ответить на вопрос, в чем твое призвание. Если ты делаешь какое-то дело, не замечая, как летит время – это твое дело. Я говорю не о каком-то времяпрепровождении типа хорошей сигареты или рюмки. Эти вещи – иллюзия. Я – о реалиях. Мой дед был известным художником (Василий Суриков. – Прим. авт.). И очень талантливым. У него был сын – Пётр Кончаловский, мой дядя, который не обнаружил такого таланта, как у его отца. Ему запрещали рисовать под страхом смерти! Но когда мой дед обнаружил под его кроватью огромный чемодан со спрятанными тайно нарисованными рисунками, он сказал: «Ну что делать?! Значит, будь художником». И мой дядя стал художником. Он сам всего добился как художник. Он подражал во всем деду — но он был счастлив! Вот и получается: если это твое призвание — прежде всего оно должно доставлять наслаждение. Тогда тебе может быть все равно, есть ли у тебя успех. Это тоже очень важный признак…

Жизнь как она есть

В 1965 году режиссер, вдохновлённый творчеством японского режиссёра и сценариста Акиры Куросавы, снимает свой первый полнометражный фильм «Первый учитель». Следующей кинолентой стала «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» — ее широкий зритель увидел только через 20 лет. Для Андрея Кончаловского это знаковая картина. И сейчас, в юбилейный год режиссёра, её отреставрировали и выпустили в повторный кинотеатральный прокат.

Фильм получил приз международной ассоциации кинокритиков на Берлинском кинофестивале в 1988 году, а также две премии «Ника» в 1989 в номинациях «Лучший режиссёр» и «Лучший сценарий».

«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» — это история любви кроткой и гордой Аси-хромоножки к непутёвому шоферу Степану. Несмотря на то, что парень не хочет жениться, она решается родить от него ребенка. Действие происходит где-то на Волге во время сбора урожая зерновых…

 — Когда я начинал «Асю Клячину», подумалось: «А что, если снять сюрреалистическую сказку в хроникальной манере?» — что и получилось, — вспоминает Андрей Кончаловский. — Моё подсознательное желание зафиксировать в «Асе Клячиной» правду человеческого существования, как я теперь понимаю, было абсолютным вызовом обществу, давно привыкшему ко лжи…