Игорь Матвиенко: «Патриотика, видимо, как-то всосалась в кровь»

Знаменитый продюсер и композитор, на песнях которого выросли поколения россиян, празднует 60-летие

Диапазон его творчества необычайно широк – от легкой, непритязательной, но в то же время очень привзячивой по словам и мотиву «Тополиный пух, жара, июль» — до суровой патриотичной «Батяня комбат, ты сердце не прятал за спины ребят…». Эти песни были с нами и четверть века назад, они с нами и сейчас. А секрет их «нестарения» очень прост: они не «сделаны» под конъюнктуру, на заказ – а написаны сердцем. И таких нестареющих хитов у Игоря Матвиенко – десятки. И он не только успешный композитор, но и один из самых первых продюсеров в нашем шоу-бизнесе. Он создал и сделал любимцами публики группы «Любэ», «Иванушки International», «Фабрика», «Корни»…

И вот Игорю Матвиенко – 60 лет. Хороший повод поговорить «за жизнь»…

Продюсер с двумя «С»

— Игорь Игоревич, вы как-то сказали, что профессия продюсера переместилась в интернет и сейчас не так уже востребована и нужна…

— Когда появилось слово «продюсер», никто вообще не знал, что это такое. Наш продюсерский центр — один из самых первых в стране. У нас даже сохранились уставные документы, где продюсер написано с двумя «С», потому что никто даже не понимал, как это пишется. Да и значение этого слова не особо понимали. Многим кажется, что продюсер должен постоянно двигать артиста — раскручивать, пиарить… А сейчас эта профессия — отмирающая, как когда-то фарцовщик. Другое дело — музыкальный продюсер: это тот человек, который должен проводить все свое время в студии, писать музыку, работать с артистом над звуком, и так далее. Музыкальный продюсер – как советчик. Есть уникальные певцы – такие, как Алла Борисовна Пугачева: она в себе совмещает и исполнителя, и продюсера. Сейчас, кстати, очень интересная тенденция — если говорить по интернет: блогеры становятся певцами. Сначала они наращивают у себя несколько миллионов подписчиков, а потом записывают песни. Примеров множество, начиная от «Little Big» до Ольги Бузовой. Они сначала берут аудиторию, а технологически записать песню не сложно. Ты размещаешь ее у себя — и тебя посмотрело больше, чем любой телеканал. Вы понимаете, какой это инструмент?! Но при этом очень жалко настоящих певцов и творцов: они не могут быть услышаны, потому что у них нет нескольких миллионов подписчиков. И им надо помогать — не побоюсь этого слова — на государственном уровне!

— У вас, наверное, в жизни были кумиры или наставники, на которых вы равнялись или которым благодарны за свой успех?

— Огромное спасибо — моему первому педагогу, профессору консерватории Александру Капульскому. Он и привел меня в музыку, потому что без него я бы точно не занимался этим, и сейчас находился бы в другом месте. На самом деле в каждый период в жизни возникает такой человек, которому хочется сказать слова благодарности. Иногда это бывает книга какая-то, определяющая… Потом мы к каким-то философским размышлениям приходит с возрастом… Например, есть прекрасный религиовед Андрей Зубов, я практически каждый день слушаю его лекции по религиоведению, и считаю, что все их должны послушать… Хорошо, что этих людей много — они постоянно возникают и помогают нам жить!

«Хочется верить, что что-то останется…»

— Новые группы под свое крыло не планируете взять?

— Нет. Если честно, то мне это немного надоело. В современном мире поменялась культура потребления музыки — она стала как фон, такой белый шум. Искусственный интеллект тебе подбирает музыку: вот эта – для того, чтобы позаниматься спортом, вот эта — для того, чтобы заниматься любовью… Даже думать не надо. Исполнителей уже никто даже не знает в лицо… Я немного философствую сейчас, но это действительно наболело. Я просто для себя не понимаю и не могу сделать вывод: это хорошо или плохо? Может быть, так оно и нужно? В поп-музыке уже было все — разные стили и направления. Сейчас такая волна ретро: очень популярны 90-е. Но бесконечно это не может продолжаться. Все зашло в какой-то тупик. Что будет дальше – не знаю. Но единственное, что я знаю: нашему поколению очень повезло, что был период, в 70-е и 80-е годы, когда мы собирали пластинки, с любовью их слушали. Популярная музыка была центром нашего мира.

— Мне кажется, что и сейчас есть молодые популярные исполнители.

— Я своих детей (они правда, уже у меня выросли — самому младшему почти 20 лет), спрашиваю: «Что вы будете слушать через 20-30 лет, о чем ностальгировать?» И они мне не могут ответить на этот вопрос. Прекрасный жанр рэп и хип-хоп, но все песни — как мотыльки, и артисты — как мотыльки… Например, не так давно было популярна Монеточка — как я считаю, прекрасный артист с прекрасным потенциалом… Где она сейчас? Звучит тысяча новых треков, и появляется огромное количество артистов… Но, действительно хочется верить, что все же что-то останется…