Людмила Полякова: «Благодарна жизни за все счастья и несчастья!»

Народная артистка России отметила свое 80-летие, написав книгу воспоминаний

Книга, которую известная актриса написала к своему 80-летию, называется «Мой путь к «старухам» Малого театра». Людмила Петровна в ней откровенно рассказала о своей жизни — на сцене и вне ее. В честь большой даты она решила издать дневники, которые вела, с небольшим перерывом, с 1956 по 2012 год. Людмила Петровна работала в знаменитых московских театрах с такими выдающимися режиссерами, как Андрей Гончаров, Адольф Шапиро, Анатолий Васильев, Борис Львов-Анохин и другими. С 1990 года и по настоящее время она служит в Малом театре, художественный руководитель которого Юрий Мефодьевич Соломин сыграл важную роль в биографии актрисы. В театре она давно и заслуженно пользуется почетом и уважением. Но и фильмография Людмилы Поляковой тоже впечатляет, в ней около 70 работ: «Хозяйка детского дома», «Казус Кукоцкого», «Бумер», «Земский доктор», «Тяжелый песок», «Палач» и другие.

Людмила Полякова долго шла к своей нынешней профессии: работала и почтальоном, и педагогом-воспитателем в лесной школе в Павловском Посаде, окончила школу машинописи-стенографии и даже работала по этой специальности, пока случай не изменил ее жизнь…

— За все благодарна жизни — за все счастья и несчастья, — говорит нам актриса. — Ничего не хотела бы изменить в своей жизни. Я никогда ни к кому не испытывала ненависти. Все эти ситуации, которые бывают, даже негативные — они созидают тебя, делают тебя глубже и сильнее. И если бы их не было — я тоже была бы другой…

«Надо брать!»

— Надо сказать, что в моей жизни было несколько людей, которые повлияли на мою судьбу, — рассказывает нам актриса. — В том числе Юрий Мефодьевич Соломин, который случайно забрел в один из кабинетов Щепкинского училища, когда я выступала перед приемной комиссией. А я шла просто мимо — и увидела объявление, что идет набор на вечернее отделение. Кстати, это был один единственный раз, когда это театральное училище набирало студентов на вечернее отделение. И я решила попробовать свои силы. Настроение было хорошее — почему бы не рискнуть? И вот Юрий Соломин меня услышал — и рванул в ректорат со словами: «Какая там девка выступает! Надо брать!» И меня, благодаря его усилиям, взяли на дневное отделение на курс Виктора Коршунова, который они вместе и вели. На вечернем, может, я бы и учиться даже не стала… Второй раз он меня подобрал, когда я снималась на Киностудии имени Горького. Соломин в тот момент был в соседней со мной гримерке. Он спрашивает у меня: что нового, в каком я сейчас театре, как дела? А я ему в ответ: «Ничего, нигде, никак». Тогда действительно распался театр, в котором я играла. И через два дня я была уже в Малом театре. Даже не знаю, как он это сделал — тогда же были все эти месткомы, парткомы и так далее, без одобрения которых ни одного вопроса нельзя было решить… Так что Юрий Соломин дважды кардинально повернул мою жизнь, за что я ему очень благодарна!

«Дальше — тишина»

— Скрывать нечего: мне 80 лет! — говорит нам акриса. — И 50 с лишним лет назад у меня была мечта. Тогда шел спектакль с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом «Дальше — тишина». Я о нем помнила всегда, он мне очень нравился. Думала, что когда-то настанет тот период, когда мне будет много лет, и я смогу в нем сыграть. И я благодарна Юрию Мефодьевичу за то, что он взял эту пьесу. Это стало подарком к моему 80-летию. Причем произошло это не совсем неожиданно. Мы были в театре на репетиции, и я сказала Соломину: «Вы знаете какая дата приближается?» — «Знаю. Уже думаю». – «Не нагружайте себя. Вот вам пьеса. Почитайте». И через два дня со слезами на глазах он мне сказал, что это то, что сейчас нужно — просто в десятку! При том состоянии общества, где столько негатива, где все озабочены материально (в пьесе рассказывается о пожилой семейной паре, которая вынуждена расстаться с домом из-за задолженности банку, а дети отказываются им помогать. – Прим. авт.). Это был подарок театра мне на 80-летие…

«Да я уже это сказала!»

— Людмила Петровна, у вас огромный опыт работы в театре, много ролей. Наверняка были какие-то интересные случаи на репетициях или на спектаклях, когда что-то шло не так – можете вспомнить что-то такое?

— Разное было. Однажды меня ввели очень срочно в постановку — заболела актриса. Это был «Недоросль» Фонвизина: огромные монологи на несколько страниц, и у меня было на все несколько дней, чтобы выучить роль. А надо сказать, что я не умею работать с суфлерами. В общем, на сцене во время роли я задумалась, вспоминая текст, и в этот момент начинается шепот из суфлерской будки. А я — человек непосредственный, подошла к будке и спросила: «Что? А? Да я уже это сказала!» Хохот в зале был невероятный!

И еще одна история была — хулиганская. Связана была с Московским драматическим театром Станиславского, где я тоже работала…