Любовь и боль Олега Видова
Вдова легендарного актера хочет восстановить его доброе имя
Видов, артист уникальной внешности и дарования, проснулся знаменитым после исполнения главной роли в фильме «Всадник без головы». Его герой Морис стал символом отваги и чести, а фильм — лидером проката в советских кинотеатрах. Хотя и до этого зрители уже были знакомы с актером: Олег, будучи еще студентом ВГИКа, сыграл в картине Владимира Басова «Метель» по повести Пушкина, затем – Медведя в сказочной истории Эраста Гарина «Обыкновенное чудо», сыграл князя Гвидона в сказке Александра Птушко «Сказка о царе Салтане».
Вдова легендарного советского и голливудского актера Олега Видова Джоан Борстен снимает документальный фильм о любимом человеке. Ей помогают в этом и российские поклонники артиста, с которыми он никогда не прерывал связь после эмиграции в США.
Даже маленькая роль в картине «Джентльмены удачи» не осталась незамеченной. В историю вошел кадр из кинофильма, где герой Савелия Крамарова втолковывает таксисту: «Да кто же его посадит — он же памятник!»
От первого лица
Идея полнометражного документального фильма возникла, когда актер был жив, он мечтал быть услышанным аудиторией, которая дала ему возможность чувствовать себя настоящей звездой, кумиром. Олег Видов написал подробную и честную автобиографию, которая и легла в основу сценария картины.
— Олег всегда с большой благодарностью вспоминал о своей работе в советском кинематографе, — рассказывает Джоан. – Он обожал профессию, не мыслил жизни без нее. Именно это стало причиной эмиграции – Олега отстранили от съемок, и его жизнь потеряла смысл… Любовь к людям, которые ценили его как артиста, была безграничной. Я сделаю все возможное, чтобы донести ее до поклонников Олега. А еще мне необходимо сказать всю правду о причинах эмиграции Олега, о его жизни за границей, расставить все точки над «и» в истории, где Олега пытаются показать совсем другим, каким он никогда не был… Надеюсь, мне это удастся….
Теперь, когда фильм почти снят и ведутся переговоры о его показе на одном из российских телеканалов, преданные поклонники Видова могут сказать, что шанс сказать об актере правду реализован с их помощью…
Крупицы правды
Чтобы снять фильм, Джоан пришлось проехать по миру, сделать около 30 интервью с людьми, которые близко знали ее мужа.
— Считаю большой удачей интервью с бывшей женой Олега – югославской актрисой Верицей Стаменкович, на которой Олег женился в 1983 году с целью легального выезда из СССР, — рассказывает Джоан. – Никто никогда не слышал от нее подробностей того брака. Даже ее последний муж… Нам же Верица рассказала все как есть: как она помогла сделать первый шаг к свободе советскому актеру…
Так случилось, что через два месяца после беседы Верица умерла. И теперь ее слова вошли в историю… И это не просто рассказ о частной жизни человека, который оказался загнанным в угол в своей стране — это свидетельство большой и сложной эпохи, которая не всем давала равные возможности. И только самые сильные и смелые пытались противостоять судьбе. Таким был и Олег Видов. Он боролся за свое право быть артистом с большой буквы, а не марионеткой в руках партийных лидеров. Самое страшное, что в этой роли его мечтали видеть люди из его самого близкого окружения. Например, жена…
Вычеркнутый из жизни
Олег Видов был мужем Натальи Федотовой, близкой подруги Галины Брежневой, дочери генсека Леонида Брежнева. В браке родился сын Владислав. Но супружеская жизнь не заладилась: молодожены так и не смогли найти общего языка… А когда Олег подал на развод — оказался «под санкциями» первых лиц. Надо ли напоминать, насколько легко в те времена приближали человека к элитному кругу, и так же легко вычеркивали из него и из жизни. Олег Видов, кумир миллионов зрителей, звезда советского экрана, фактически стал персоной нон-грата. Его имя вырезали из снятых картин, новых приглашений на съемки не было… Он был обречен, так как смыслом всей своей жизни считал кино.
— В картине прозвучал честный рассказ самого Олега о браке с женщиной из окружения Брежнева, — рассказывает Джоан. – Он вспоминает, как совершенно законно поехал в Белград, а затем совершил драматический побег из Югославии в Австрию. А затем уже – в США, где ему предстояло заново «изобрести» себя. И где судьба готовила нашу встречу…
Политический уклон
К переживаниям по поводу запрета на работу в кино прибавились и другие… Видов оказался втянут в сплетни по поводу несостоявшейся личной жизни с Натальей, матерью его сына.
— Я счастлива, что мне удалось фактами и живыми свидетельствами опровергнуть скандальные «желтые» истории с именем Олега, которые появились еще в 90-е годы, когда все было дозволено и безнаказанно, — говорит Джоан. – Мы все понимали, что это полная чушь, выдумки, фальсификации, но Олег очень тяжело переносил любое сообщение о себе. Некоторые российские СМИ рассказывали, что брак Олега с Натальей распался из-за ее предполагаемого романа… с Фиделем Кастро. Якобы тот даже приезжал в Завидово — в загородное поместье Брежневых…
Вдове Олега Видова удалось восстановить картину того периода жизни актера и его семьи.
— На самом деле Фидель Кастро только один раз провёл в Москве несколько дней, — рассказывает Джоан. – Это было в то время, когда у Олега и Натальи родился сын. Племянница Брежнева Люба нам рассказала, что женщины никогда не допускались в Завидово — ни Виктория, супруга Леонида Брежнева, ни Галина, ни тем более подруга Галины…
Съемочная группа сняла интервью с полковником КГБ, который в те годы был телохранителем Кастро. Он сказал, что эта история не имеет никакой связи с действительностью. Брежнев считал Наталью практически дочерью, и он никогда не допустил бы подобного «романа».
«Русские идут!»
В Америке Олегу Видову удалось построить карьеру с нуля. Уже в 1988 году он стал членом Гильдии киноактеров (SAG), был в почете и уважении в профессиональном кругу до последнего дня своей жизни. Видов много работал, снимался у прославленных голливудских режиссеров, был напарником Микки Рурка, Арнольда Шварценеггера. Как продюсер приобрел лицензию на 40 часов советских мультфильмом, чем вызвал негодование многих бывших коллег из России.
— Олег восхищался советской анимацией и хотел, чтобы шедевры «Союзмультфильма» увидели во всем мире, — рассказывает Джоан. – Он сожалел, что американские мультфильмы знают в каждой стране, а российские — нет. Это было смелым поступком: в разгар холодной войны показать уникальные работы русских мультипликаторов. Олег взялся за это с большим энтузиазмом, за что и был подвергнут критике и даже клевете.
В документальном фильме в защиту Видова выступили известные российские аниматоры Юрий Норштейн, Нина Шорина, Федор Хитрук — Джоан успела сделать интервью с мэтром до его ухода из жизни…