«Плачьте, но снимайте!»

Фильм «Первый «Оскар» воспроизводит забытую героическую страницу нашей истории

В историческом месте столицы — старейшем российском кинотеатре «Художественный» — состоялась пафосная премьера фильма режиссёра Сергея Мокрицкого «Первый «Оскар». В основе картины – реальная история съемок в 1941 году уникального документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой». Кинофильм, материалы для которого снимали с риском для жизни на передовой военные кинооператоры, был удостоена первой в истории «Оскара» награды за «Лучший документальный фильм». Это также был первый в истории «Оскар» наших кинематографистов.

Представили героическую киноленту гостям исполнители главных ролей Тихон Жизневский, Антон Момот, Сергей Пускепалис, Фёдор Ларов и Андрей Мерзликин.

Поздравить с премьерой артистов приехали помощник президента России Владимир Мединский, генеральный директор телеканала «Россия» Антон Златопольский, режиссёры Алексей Учитель и Владимир Хотиненко, актёры Ирина Безрукова, Светлана Камынина, Татьяна Геворкян и многие другие.

Правда переднего края

Эту историю мало кто знает – школьные учебники обошли ее стороной. Осенью 1941 года группа советских кинематографистов — их было 16 человек — сняла фильм «Разгром немцев под Москвой», где показала не только сокрушительное поражение фашистских войск, но и преступления нацизма. Весной 1943 года этот фильм был номинирован на премию «Оскар» в Лос-Анджелесе. Впервые в истории советского кино Американская киноакадемия присудила премию нашему фильму.

На сегодняшней премьере в «Художественном» присутствовала и та самая награда.

— У меня в руках – точная гипсовая копия того самого военного «Оскара», — поясняет нам продюсер фильма «Первый «Оскар» Наталья Мокрицкая. – Когда ее вручали представителю нашего посольства, то сказали: «Когда закончится война, вы приедете и поменяете этот «Оскар» на привычную нам золотую статуэтку». Мы уже договорились с музеем Американской киноакадемии на обмен и обязательно это сделаем. Они сами заинтересованы: у них такого «Оскара» нет.

Эстафета поколений

Сам режиссер фильма на премьере присутствовать не смог, но для него съёмки этого проекта были знаковыми. Во ВГИКе мастером Сергея Мокрицкого был Александр Владимирович Гальперин. Во время войны он был фронтовым кинооператором, выполнял специальные задания Сталина.

– Для меня история создания фильма «Разгром немецких войск под Москвой» – личная, — признаётся Сергей Мокрицкий. — Операторы, которые снимали этот фильм, были нашими учителями и мастерами во ВГИКе. Они рассказывали, в каких тяжелейших условиях осени и зимы 1941-1942 годов приходилось работать. На круглосуточно работающую Центральную студию кинохроники постоянно поступал новый материал: от съемок боевых атак на подступах к столице до разграбленных усадьбы Толстого в Ясной поляне и музея Чайковского в Клину. Фронтовые кинооператоры вместе с войсками входили в разрушенные города и села и фиксировали на пленку страшные свидетельства нацистских преступлений. «Плачьте, но снимайте!» – таков был наказ фронтовым операторам от Александра Довженко. И они снимали. Из кадров это великой кинохроники и складывался образ народа-победителя, твердо намеренного отстоять свой дом, свою страну…