Сергей Никоненко: «Я нашел свой идеал»

Любимый артист миллионов россиян отмечает свое 80-летие

«Я нашел свой идеал», — сказал нам Сергей Петрович Никоненко о своей супруге, с которой неразлучен уже почти полвека. Но то же самое он, народный артист России, президент гильдии киноактеров, мог бы сказать и про профессию. В фильмографии Сергея Никоненко – более 200 киноролей. Но среди этого огромного количества сыгранных образов вы не найдете двух одинаковых или даже просто очень похожих. Каждый его герой – индивидуальность, у каждого – свои походка, жесты и мимика, взгляд, свой внутренний мир. Молодой безымянный офицер-артиллерист на Бородинском поле в «Войне и мире» Бондарчука и редактор газеты в фильме «Журналист» Герасимова, Сергей Есенин в фильме Урусевского «Пой песню, поэт…» и Клим Ворошилов в фильме Юрия Кары «Пиры Валтасара», балетмейстер в картине Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх» и полковник Гордеев в «Каменской» — перечислять можно долго… Он начал сниматься, еще будучи студентом ВГИКа – и снимается до сих пор, уже больше 60 лет. И по-прежнему полон энергии и сил — так что даже не верится, что Сергею Никоненко исполняется 80!

Судьба актера

— Сергеем Петрович, заранее поздравлять с юбилеем не будем, но спрошу: как планируете его отмечать?

— Утром в день рождения должен прилететь из Крыма, где проходят съемки одного проекта. А вечером буду играть спектакль «Калина красная» в театре Надежды Бабкиной «Русская песня». Это не традиция встречать день рождения на сцене — просто так совпало по датам.

Спасибо, что не приняли!

— Вы в своих интервью говорили, что с детства мечтали быть артистом. Но, насколько я знаю, у вас были трудности с поступлением в высшее театральное учебное заведение?

— Я очень хотел учиться в Щукинском училище, потому что жил в 15 минутах ходьбы от него на Сивцевом Вражке – и, кстати, вот уже 80 лет не меняю прописки. Так вот, я там прошел до третьего тура, но в списке принятых, к удивлению большому, своей фамилии я не нашел. Поступал еще в Щепкинское училище. В тот год на один курс поступили Виктор Павлов, Михаил Кононов, Олег Даль, Виталий Соломин. Но меня туда тоже не взяли. Оставались еще МХАТ и ГИТИС. Везде я доходил до третьего тура — и меня снова не брали. Это все были театральные учебные заведения — я хотел быть именно артистом театра, видел все спектакли театров Вахтангова и Маяковского, про кино я тогда не думал. Но все же решил попробовать свои силы во ВГИКе — и неожиданно поступил! Тогда я понял, что там наверху небесные силы вели меня к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой, на курс к которым я попал. И я так благодарен всем тем четырем театральным ВУЗам, что они меня не приняли! Когда Сергей Герасимов вручил мне студенческий билет, он сказал: «Молодой человек, мы вас берем, на этом настаивала Тамара Федоровна Макарова. Но я бы хотел вас предупредить, что вам придется расставаться со штампами, которые вы приобрели в самодеятельности. Вы играете, а надо бы проживать роль». Чему меня и учили – жить в образе. Это главная составляющая была. И еще во время учебы большое внимание уделялось тому, какими мы гражданами вырастем. Чтобы было чувство ответственности не только за свои поступки, но и за то, что ты делаешь как актер. Ты должен быть автором своего образа.

Что важнее?

— Сейчас, наверное, тоже так учат: проживать роль и быть ответственным за тот образ, который играешь?

— Есть талантливые ребята, и талант, как говорят, «не пропьешь». Пропить можно здоровье только! (Смеется.) Но сейчас редко увидишь серьезные работы — просто слабая стала драматургия. Как можно сыграть что-то хорошее в фильме, где нет никакой драматургии? Если есть очень хороший сценарий, то сложно сделать плохой фильм. У меня была большая практика из 227 сыгранных ролей в кино за 60 лет, а одна роль была даже в 320 серий, или в «Каменской» их тоже было немало – 90! Но все они были отличные. А сейчас уже все это превращается в конвейер, особенно в сериалах. Молодые актеры не успевают выстраивать взаимоотношения героев. Я всегда молодым артистам на площадке задаю вопрос: «Что важнее: выучить текст — или понять, что и как ты будешь играть?» Вот для меня важнее — «как» и «что», а выучить текст – это уже вторично…