Иван Охлобыстин: «Нам не хватает сказок»
Актер, сценарист, режиссер и священник не только представил нам свою новую книгу, но и ответил на важные и актуальные вопросы
Иван Охлобыстин с некоторых пор перестал появляться на светских тусовках, и договориться с ним на интервью крайне сложно. Поэтому приходится ловить моменты, когда он сам выходит по какому-то поводу на публику. И на это раз поводом стал выход в свет новой книги Охлобыстина с загадочным названием «Великая тушинская зга». К счастью, Иван никогда не ограничивается каким-то конкретным поводом и сопутствующими темами, а охотно отвечает на любые вопросы, которые ему задают. Да еще и сам, перехватывая инициативу, рассказывает какие-то интересные истории про себя и своих близких и знакомых. В чем мы в очередной раз имели возможность убедиться…
Тушинский проблеск
— Иван, у вашей книги довольно необычное название – «Великая тушинская зга». Что такое «зга» здесь?
— Есть выражение: не видно ни зги. Зга — это такой проблеск. Он может означать внутреннее озарение или внешний визуальный эффект. Действие в книге происходит в 1988-1989 годах. А герои — компания подростков с их заботами и интересами. Тушино – удивительный район: там не прижилась ни одна преступная группировка, были только хулиганы…
— Почему действие происходит именно в Тушино?
— Тушино – особый для меня район. Потому что мое проживание в этом районе связано с переменами в моей жизни, там родились все мои дети — кроме Васи, который родился в Средней Азии. У меня огромное количество друзей оттуда. Этот район — как микровселенная. А эта книга — моя песнь любви к этому району и Москве.
— Прототипы у героев книги есть?
— Разумеется, я на что-то ориентировался. Дети путешествуют, влюбляются, бегают по району… Там много всего происходит. Я даже жанр книги не смогу определить. Вообще, скорее всего, это сказка. У меня все книги — это сказки. Реализм — он и так у нас есть. Нам не хватает сказок.
— А хотели бы, чтобы по этой книге сняли фильм?
— Я надеюсь, что когда-нибудь это удастся сделать. Потому что там не так много компьютерной графики, наши киношники должны с этим справиться.
— Действие в книге, как вы сказали, происходит 35 лет назад. Какой для вас была Москва тогда? И какая она для вас сейчас?
— Она разная. Тогда, в 1988 году, мне было 22 года. Я был влюбленный и уже демобилизованный из армии студент ВГИКа. Мои мечты на тот момент свершились, и я был абсолютно счастлив… А сейчас происходят великие исторические события, и я очень доволен, что они происходят. Я с 2011 года «топлю» за эту тему. Мы шли в никуда, а сейчас у нас есть шанс прийти туда, куда надо. У меня много детей, у меня появились внуки… Мне сложно сравнивать оба времени — это два разных счастья. Мы в разные периоды жизни счастливы по-разному…
Ода пандемии
— Если в книге идет речь о подростках, то каким подростком были вы?
— Я был таким средним подростком, как и все. И был уверен, что все будет хорошо. Я решил поступать во ВГИК в восьмом классе, когда наконец понял, что волшебников не бывает, а самая близкая профессия к ним — кинорежиссер. Позже я отказался и от этой профессии.
— Почему?
— Потому что понял, что как кинорежиссер я не очень. Потому что кинорежиссер сочетает в себе и творческое, и административное начало. Я снял один фильм — и окосел от усталости. А у кого-то это естественно идет, и люди не замечают этой тяжести. Я вот за Климом Шипенко наблюдал на съемках «Холопа». Он прекрасный режиссер, и у него эта работа не вызывает дискомфорта. А во мне нет этого сочетания творчества и администрирования, для меня, когда это вместе – это катастрофа! Я, конечно, мог бы снять один-другой фильм, получить все необходимые дивиденды, но я, скорее, свихнулся бы или получил инсульт. И я решил себя оградить от этого и стал неплохо зарабатывать писаниной: писал сценарии и получал за это деньги. Я вел аскетичный образ жизни, и много мне не было нужно. А потом меня позвали в кино сниматься. Для меня это было необычно…