Никита Михалков: «Не тот русский, который со страной, когда она прекрасна — а тот, который в несчастье, в беде остается рядом с ней»

Знаменитый российский кинематографист — о современном кино, альтернативе «Оскару», пользе санкций, истинном патриотизме и творческих планах

Никиту Михалкова в России особо представлять не надо. Люди старшего поколения хорошо помнят и фильмы, в которых он снимался («Я шагаю по Москве», «Жестокий романс» и многие другие), и те, которые он снимал (от «Свой среди чужих, чужой среди своих» и далее по списку, включая «Утомленных солнцем», принесших ему – да и России в целом – престижного и поныне «Оскара»). А сейчас многие с таким же интересом смотрят его авторскую программу «Бесогон ТВ», где Никита Сергеевич поднимает актуальные вопросы нашей культурной и политической повестки. И можно с ним в чем-то горячо соглашаться, а в чем-то – столь же горячо спорить, но мысли он свои формулирует всегда четко и ясно, и позиция его вполне определенная, что нельзя не признавать. Это подтвердилось и в нашем интервью с Никитой Михалковым, которое мы и предлагаем вашему вниманию.

Правильная альтернатива

— Никита Сергеевич вы следите за тем, что происходит сейчас на других кинофестивалях?

— Я вам должен сказать совершенно искренне, что даже на очень больших и серьезных фестивалях в последние годы то, что сегодня в тренде, на мой взгляд, не очень соответствует тому, что бы хотел видеть в кино лично я. Потому что мы видим — и по «Оскару», и по фестивалям — что кино должно выполнять определенные требования. Диктуют условия: это, это и это — обязательно должно быть в любом фильме, а вот этого и этого — не надо. И поэтому во многом амплитуда и масштабы конкурсных программ мировых фестивалей, на мой взгляд, стали ограниченными. Но повторюсь, что это — на мой взгляд…

— Получается, что нам действительно нет смысла выдвигать наши картины на «Оскар»?

— Я считаю, что посылать нашу картину на «Оскар» для того, чтобы надеяться получить какой-то приз, нет смысла. Вы знаете, мы предложили создать Евразийскую академию — в определенном смысле в противовес «Оскару». Это очень дорогая премия, которая каждый год должна вручаться в разных странах. Туда должны войти Китай, Индия, Иран, Корея и другие страны. «Оскар» денег не дает, но он повышает твою ставку в принципе. У нас должна быть серьезная премия, за которую хочется биться, должна быть большая денежная награда. Но рассматриваться будут только те картины, в которых есть отстаивание человеческих ценностей — самых простых. Это не идеологическая премия, но мы хотим все-таки развивать понятия отца и матери, естественность рождения, религиозную независимость… Мне кажется, что это может быть серьезная и правильная альтернатива. Надо свое развивать, а не пытаться догнать, попасть в тренд…

Нет худа без добра

— С введением санкций российский кинематограф что-то приобрел — или потерял?

— Это как считать. Вы понимаете, как это ни странно… Хотя — что тут странного, не я это придумал… Любые кризисы в том числе открывают новые возможности. То есть, это не только потери, но это и приобретения. Да, конечно, с точки зрения идеологии по отношению к нам, с точки зрения того, что про нас рассказывают, какими нас представляют, и какое количество людей, которые абсолютно не понимают того, что происходит, высказывают свою точку зрения, осуждая, угрожают — ничего хорошего в этом нет. В принципе это все идет от незнания и непонимания ситуации. Ушел голливудский кинематограф. Жалко? Да, жалко. А с другой стороны… Вот вы знаете, я слушаю американскую музыку: Фрэнка Синатру, «Битлз», «Роллинг Стоунз»… Но нет уже такой новой музыки, такого кино, которое нас восхищало. Мы смотрим европейское кино — и я вспоминаю хороших режиссеров… Я сейчас не к тому говорю: что-то было хорошее, а сейчас — что-то плохое. А то, что произошла потеря поиска смысла. Именно поиска смысла: что я нахожу для себя, что я выношу после просмотра фильма… Но есть и исключения…