Николай Цискаридзе: «Мне безумно повезло»

Народный артист, ректор Академии балета, а с недавних пор и телеведущий поделился сокровенным

Николай Цискаридзе в первую очередь боец, а уже во вторую – всё остальное. После такой травмы, какую звезда балета «заработал» на взлете карьеры (разрыв крестообразной связки на колене, неудачная операция, заражение, осложнение и новые мучительные операции) другой бы, наверное, сломался, ушел со сцены – и балетной, и жизненной – навсегда. Но Николай нашел силы не только встать на ноги, но и вернуться в балет. А после стал ректором Академии русского балета. А совсем недавно — ещё и ведущим передачи «Сегодня вечером» на Первом канале. Нам удалось поговорить с Николаем и о балете, и о жизни, и о телевидении…

Дань уважения

— Николай, вы почти семь лет назад зародили традицию: делать ежегодный большой концерт для выпускников Академии балета в Кремле. Почему, на ваш взгляд, такой концерт необходим?

— В театре делают спектакль один раз и надолго. И если меняется состав, то это два-три человека из тех, кто ушёл на пенсию или пришёл из новых. А эти ребята выступают в последний раз таким составом, больше они вместе не встретятся на одной сцене. И потом, это красивая история — что самое старейшее учебное заведение даёт концерт. Академия подарила всему миру известных артистов. Весь балет, который существует сейчас в мире — он сходится на улице Зодчего Росси в Санкт-Петербурге (именно там располагается Академия русского балета им. Вагановой – прим. автора). Мне хочется, чтобы все увидели работы и учеников, и педагогов. Величие всему придают люди. Я всю свою творческую жизнь на этом настаиваю. Считаю, что это одна из важных составляющих воспитания: когда мы умеем ценить тех людей, которые были до нас. И в нашем учебном заведении всегда чествуются все выдающиеся выпускники. Например, в этом году мы чествуем величайшего балетмейстера Юрия Григоровича — ему 95 лет, и он в полном здравии… Так вот, важная воспитательная цель — уважительно относиться к датам и к людям, которые сформировали наше сегодняшнее настоящее.

— Я знаю, что Юрий Григорович повлиял на вашу творческую судьбу: благодаря ему, в своё время вы были приняты в труппу Большого театра…

— Мне безумно повезло, что Юрий Николаевич, когда увидел меня на экзамене, принял такое решение: взять меня в Большой театр. Он выстроил мне судьбу. Без его участия и воли не было бы ничего. Он увидел во мне артиста, который сможет исполнять роли в его постановках — хотя мне тогда казалось, что это невозможно… Причем он всегда со мной общался и общается только на «вы»…

«Мы «обнуляемся»

— Вам удаётся отслеживать судьбы своих учеников?

— К сожалению, удаётся… И это бывает печальное зрелище…

— Почему «к сожалению»?

— Понимаете, трагедия нашей профессии – да и любой профессии, на самом деле: в учебном заведении получают образование, но не строят карьеру. Это касается и журналистов, и ткачих, и кого хотите. Когда мы выходим из школы, института с документами — даже с красным дипломом — мы «обнуляемся». Вы приходите в театр и начинаете делать свою карьеру с нуля. А дальше всё зависит от руководства, от того, куда ты пришёл, от отдачи, от твоего умения ладить и от многих других вещей. У меня на планшете хранятся все выпуски, которые были при мне сделаны в Академии. И чёрт меня дернул начать смотреть, как сложилась судьба каждого ученика… В общем, когда я это закончил, у меня лились слёзы. А я очень несентиментальный человек. Я увидел, какое количество людей я выпустил — и какое количество уже погублено навсегда, и они никогда не восстановятся: этот — с травмой, этот просто бросил профессию… Эти разочарования, с которыми они сталкиваются… Это горько звучит, но только опыт даёт тебе возможность узнать профессию. Очень больно, когда действительно способные люди оставляют профессию по разным причинам…

Тяжкое бремя руководителя

— Сложно было уйти от творчества в преподавание и в административную работу?

— Очень просто. Вы знаете, дело в том, что сложно танцевать хорошо, а всё остальное очень просто…