Виктор Бычков: «Я живу своей профессией и помогаю жить другим»

Популярный актер театра и кино, теле- и радиоведущий считает себя счастливым человеком

Виктора Бычкова представлять, наверное, нет смысла: его яркие роли сделали это за нас. Это и знаменитый егерь Кузьмич из «Особенностей национальной охоты» и всех последующих «особенностях», Альберт Померанцев, плавно перешедший из «Улиц разбитых фонарей» в «Убойную силу», капитан Иван Картузов из «Кукушки» (за которого Виктор Бычков получил «Золотого орла» за «Лучшую мужскую роль»). Да если бы он только вел в роли «Дяди Вити» шесть лет подряд «Спокойной ночи, малыши!» — и то уже как минимум полстраны его бы знала. Не говоря уж о двух с лишним десятках театральных ролей и мегапопулярном телешоу «Танцы со звездами». Кроме всего прочего, вышеперечисленное намекает и на большую востребованность (ну и как следствие – загруженность) популярного актера. Но нам повезло: мы застали Виктора Бычкова на съемочной площадке одного из сериалов, и во время перерыва он не успел от нас скрыться – пришлось ему по полной программе ответить за свою популярность.

«Боевое крещение» в день ВДВ

— Виктор, вы в профессии давно, у вас в багаже – более ста фильмов. А помните момент, когда вас начали узнавать?

— Помню, как я, молодой актер, иду по родному Петербургу — было 2 августа. И я не сразу сообразил, что это — день ВДВ, а сначала увидел, что по улице бегут какие-то люди и метелят всех подряд. Ко мне подбегает парень — и тут я впервые в жизни сказал: «Я актер!» — «Какой актер? А, это ты фашиста играл? Молодец, хорошо сыграл!» И убежал. Я подумал: «Вот, профессия меня спасла!» (Смеется.)

— Скажите, а вы до сих пор волнуетесь, когда начинаются съемки, и вы приходите на съемочную площадку?  

— Тебе доверили новую роль — и каждый раз это страшно! Я, когда в институт поступил в 24 года, то долгое время думал, что я не на своем месте, что сейчас придут и скажут: «Подвинься, уходи!» — и портфель отнимут! (Смеется.) Как бы сказать… Уверенная мысль о том, что я занимаю свое место, и я должен здесь быть – это момент циничности, это может сказать только профессионал высшего качества. А все остальные — мы сомневаемся, и в этом есть своя прелесть. Твое сомнение ведет к тому, что ты очень внимателен к другим: не обидел ли, не толкнул ли, не отобрал ли, не съел ли чужое? Можно, конечно, наплевать на все это. Но все же приходят в профессию для того, чтобы сделать что-то хорошее — хорошее кино, например. И я тоже хочу это сделать — зачем я буду кино портить?!

— Персонажи, которых вам доверяют сыграть, нравятся?

— Конечно! Это как ребенок. Глупо спрашивать родителей: «А вам нравится ваш ребенок?» — даже если он какой-то не такой, особенный… Если что-то у меня получилось – это только благодаря ему, моему персонажу. А если нет – значит, я где-то своего героя недопонял. Вот и всё… Я его оправдываю в любой ситуации – и в хорошей, и в плохой. Я сам может поступлю по-другому, а он — вот так…

Не злодей и не герой

— Мне показалось, что вам не так часто достаются персонажи с любовной линией…

— Да, мне не дают играть любовь — я выцарапываю это. Я — острохарактерный актер, и все равно это будет смешно…

— Как-то вы самокритично это говорите…

— Нет, я отчаянно это говорю! В том плане, что это — сложный рассказ про профессию. У актеров есть амплуа. Я — не злодей, я — не герой, я — острохарактерный актер и играю какие-то узконаправленные вещи: доброту, преданность и жертвенность…

— Вы на съемочной площадке всегда слушаетесь режиссера?

— Я вынужден это делать. Иногда бывает, что не согласен с чем-то. Но в актерской профессии ты сначала сделаешь то, что тебя попросили — а потом покажи, как бы ты это сделал. Но тебя же выбрали, провели кастинг — а значит, тебе доверили роль. Поэтому актер приходит и внимательно слушает режиссера. А режиссер — когда ему нравится актер — то он его тоже внимательно слушает. А зритель будет видеть результат: о, как режиссер повернул сюжет, как хорошо! Ведь каждая встреча должна нести что-то новое. А то зритель ходит думает, что я — только Кузьмич. А я не только! Поэтому каждый актер должен найти режиссера, который в него верит…