Любовь Константинова: «Без профессии не смогу, а с любовью как-нибудь справимся!»

На телеканале «Россия» вышел в эфир сериал «Берёзка». Через судьбы нескольких артисток показана история легендарного коллектива, который в этом году отмечает 70-летие. За эти годы хореографический ансамбль «Берёзка» стал визитной карточкой России, его знают и любят во всем мире.  
Одну из главных ролей — танцовщицу Варю — сыграла молодая актриса Любовь Константинова. О том, чем она похожа с героиней, какие трудности были на съемках, что для нее главнее: карьера или личная жизнь — в нашем эксклюзивном интервью с Любовью Константиновой. 

— Так бывает, что на вопрос о каком-то сериале актеры просят напомнить, кто режиссер, кто еще с ними снимался, и только после этого говорят: «А, да, да, вспомнил!» С сериалом «Березка», такого, как мне кажется, не случится?

— Какой ужас! Неужели так бывает?! «Березка» для меня – это дело целого года моей жизни. И я навсегда запомню имя Александра Николаевича Баранова, нашего режиссера. Потрясающего режиссера! Он проделал грандиозную работу по созданию этого фильма. «Берёзку» я даже не могу назвать сериалом, для меня это многосерийный художественный фильм — такая работа достойна именно такого названия.  

— Люба, у вас на площадке, наверное, сложился свой мини-коллектив «Берёзка»?

— В легендарном коллективе, конечно, гораздо больше артистов, чем у нас на площадке. Но вместе с нами снимались и действующие артистки ансамбля «Берёзка». Больше полугода мы существовали рука об руку, много времени провели в репетиционном здании «Берёзки». И эти замечательные девушки стали для нас такими же партнёрами, как и большие партнеры нашего проекта.

— Не выясняли между собой, что сложнее: актрисе танцевать — или танцовщице играть драматическую роль?

— Конечно, мы подружились с девчонками и много говорили о наших профессиях. Они удивлялись: «Как вы это делаете? Как играете, как плачете, когда это нужно? Это же невозможно!» А мы у них спрашивали: «А как вы так танцуете? Со стороны кажется, что технически это не сложно – красиво ходить по сцене, но зрителям передаются все эмоции, мысли…». И в этом плане у нас был такой замечательный обмен знаниями, опытом, который позволил нам стать единым целым. Девчонки учили нас танцевать, а мы их учили играть. Это было замечательно!

— Они научили вас делать непревзойденный хореографический прием?

— Волшебный шаг «Берёзки»? Девочки, артистки легендарного коллектива, отдают этому всю свою жизнь, они годами учатся двигаться так, что зрителю кажется, что красавицы просто плывут по сцене. А мы в кратчайшие сроки должны были влиться в этот ансамбль. Поэтому для меня главной задачей было не выглядеть «гостем» в коллективе. Нужно было хотя бы перенять их манеру нести себя, хотя бы скопировать и сыграть это. Потому что повторить эту технику человеку «с улицы» просто невозможно! Чтобы в технике приблизиться к этим удивительным артистам, нужно потратить несколько лет своей жизни.

— Но чему-то все же у девушек из «Берёзки» научились?

— Конечно! После съемок я пришла в театр — и почувствовала , что мое тело стало по-другому откликаться на всё, оно действительно стало более пластичным. И это огромная заслуга педагогов и хореографов ансамбля «Берёзка», которые учили нас женской красоте в пластике, острожной такой уверенности в себе, грации.

— То есть, вам передавали не технику, а скорее, философию русского танца, хоровода?

— Да! Это действительно целое учение — как быть «берёзкой». Здесь важно всё: от особого подъема бровок, выражения глаз, манеры улыбаться. И это вовсе не современная улыбка, которую мы видим на селфи в соцсетях. Это другая улыбка, она говорит о чем-то другом…

— Что узнали на съемках о легендарном ансамбле, который в мире известен не меньше, чем русский балет?

— Никогда не знала, что изначально в ансамбле Надежды Надеждиной, основательницы «Берёзки», танцевали простые рабочие бабы. С утра они пахали в поле, потом занимались домашними делами, а вечером выходили танцевать. Это и есть русская женщина, которая плывет по сцене и жизни — при том, что у нее «мужские», крестьянские или рабочие руки. Но в танце она становится той, кем ее создал Бог – женщиной. И этим женщинам рукоплескал весь мир! Нам же нужно было «уловить» эту силу духа и постараться не быть современными девочками в кадре. Это далось большим трудом, но оно того стоило! Хотя бы прикоснуться к этой истории… Я думаю, что и современные артистки «Берёзки» тоже учатся именно этому. А мы пытались приблизиться к ним. И это была такая непрекращающаяся работа. При том, что танцы занимали лишь половину нашего рабочего времени — все остальное время мы как актеры играли множество драматических, мелодраматических и даже трагических сюжетов. Но танцы красной нитью прошли через весь фильм.

— Люба, расскажите о вашей героине – молодой артистке «Березки» Варваре.

— Когда я еще читала сценарий, меня поразила сила ее характера. Мне, человеку достаточно мягкому, интересно было воплотить этот образ, найти в себе ресурсы и силы, которые позволят  играть человека очень в себе уверенного, идущего к цели, не замечающего преград, и так далее. И теперь могу сказать, что играть сильного человека – это самое трудное. Потому что его всё время ломают. И вся сила Вари заключается в том, чтобы достойно выходить после этих битв — с самой собой, с событиями, трагическими в том числе. И улыбаться — вот это сложно! Это же не просто какая-то кондовая сила характера — это попытка заставить себя жить сегодня и завтра. И жить так же вдохновленно, как ты жила, когда тебе было 16 лет.

— Варя мечтала попасть в «Берёзку» — и осуществила эту мечту?

— Сначала у нее была единственная проблема в жизни: уехать в Москву и попасть в этот ансамбль. А когда в него попала — начались другие проблемы. А когда стала солисткой «Берёзки» – еще более серьезные проблемы. И пройти весь этот путь и остаться человеком – главная задача для моей героини. Не сдаться, не сломаться. Были ситуации, прописанные в сценарии, в которых я, как Люба Константинова, наверное, сломалась бы. А Варя выходит из них по-женски достойно и гордо. Это и для меня было большим уроком.

— Любовная линия вашей героини — счастливая? И вообще, артистки могут быть счастливы в личной жизни?

— В сериале есть замечательная фраза: «Не бывает артиста без разбитого сердца». Ее придумал наш режиссер. Это формула любого человека, который находится в творческой профессии. Ведь, действительно, у всех больших артистов не раз разбито сердце, и не два. И только после этого они могут напитаться чувством и говорить со сцены, что есть любовь, есть! И жить, и творить можно только ради любви. Но вот самой актерской профессии любовь, конечно же, мешает. Как их совместить? Вот это мы и пытались проследить в нашем фильме и ответить на вопросы: возможно ли быть профессионалом — и счастливой женщиной? Или это категорически невозможно?

— А вы, когда выбирали профессию актрисы, думали об этом?

— Конечно! Я понимала, что жить не могу без этой профессии — ну, а с любовью уж как-нибудь справимся…